Статья опубликована в № 3039 от 13.02.2012 под заголовком: Спор о роуминге

Антимонопольная служба расследует роуминговую политику МТС и «Вымпелкома»

Конфедерация обществ потребителей («Конфоп») пожаловалась в Федеральную антимонопольную службу (ФАС) на завышенные, по ее мнению, тарифы МТС и «Вымпелкома» на международный роуминг
Е.Беликова / Ведомости

Жалоба «Конфоп» обсуждалась на заседании в Минкомсвязи, где присутствовали также представители ФАС и операторов. МТС и «Вымпелком» необоснованно завышают тарифы на роуминг в Европе: цены на входящие и исходящие звонки у этих операторов в 11,5–13 раз выше, чем у «Мегафона», заявил председатель правления «Конфоп» Дмитрий Янин. В декабре 2011 г. «Мегафон» снизил тарифы на входящие и исходящие звонки в 42 странах Западной и Восточной Европы и СНГ, а также в Турции – в 9 и 5 раз соответственно. Значит, возможность снижать роуминговые тарифы есть, но МТС и «Вымпелком» не последовали этому примеру, считает Янин.

Следом за «Мегафоном» в декабре 2011 г. тарифы снизила и МТС, причем по всему миру: ее абонент получил возможность при каждом входящем вызове бесплатно говорить первые 10 минут – правда, только если он подключит специальную тарифную опцию за 19 руб. в день. Этой опцией МТС в декабре 2011 г. – январе 2012 г. воспользовалось на 20% больше абонентов, чем ее предшественницей год назад, а роуминговый голосовой трафик увеличился на 40–50%. Еще раньше снижение тарифов (в 17,5–33 раза) предпринял «Вымпелком», но тоже только для тех, кто подключит платную опцию.

Осведомленность абонентов об опциях невелика – 2–15%, сообщал «Мегафон» со ссылкой на данные GfK. Сам же он снизил базовый тариф, т. е. для всех абонентов разом. В результате входящий голосовой трафик в роуминге в конце декабря – первой половине января вырос к тому же периоду годичной давности в 4 раза, исходящий – в 3 раза, количество sms – в 2,4 раза, а использование мобильного интернета – в 4,3 раза. В январе 2012 г. услугами международного роуминга воспользовалось на 53% больше абонентов, чем годом ранее, а подключений бизнес-клиентов стало в среднем на 15% больше, сообщал «Мегафон».

Сравнивать тарифы только по одному направлению – европейскому – некорректно, убеждена представитель МТС Валерия Кузьменко. По ее словам, МТС несколько лет ведет переговоры с зарубежными операторами (на оплату их услуг приходится 80–90% базового роумингового тарифа для россиян), добиваясь снижения цен по ключевым туристическим направлениям; предложение «Мегафона» она расценивает как «ответ на инициативы МТС». «Те абоненты, которым важно экономить, подключают опции, и мы видим увеличение потребления услуг связи МТС за границей», – добавляет Кузьменко. А то, что все операторы показали сопоставимый рост потребления услуг связи в роуминге в новогодние праздники, показывает, что клиенту не важно, каким образом оператор снижает цены – меняя базовый тариф или вводя дополнительную опцию, считает Кузьменко.

Базовые тарифы надо рассматривать вкупе с многочисленными тарифными опциями, нивелирующими цену в международном роуминге, согласен директор по работе с госорганами «Вымпелкома» Алексей Рокотян.

У МТС и «Вымпелкома» зарубежный роуминг формирует 3–4% российской выручки, у «Мегафона» – чуть меньше, так как у него исторически меньше высокодоходных и корпоративных клиентов, считает аналитик «ВТБ капитала» Виктор Климович (сам «Мегафон» оценивает удельный вес доходов от зарубежного роуминга в своей выручке в 1%). На снижение базового тарифа «Мегафон» пошел, чтобы привлечь к себе этих высокодоходных клиентов, ради этого он мог даже поступиться частью роуминговой выручки, допускает Климович. Для МТС с «Вымпелкомом» снижение тарифа для всех абонентов разом оказалось бы более болезненным, уверен он.

Представитель «Мегафона» Петр Лидов не комментирует влияние снижения тарифов на выручку, но говорит, что оператор преследовал долгосрочные цели, о достижении которых можно будет судить только по завершении летних отпусков.

Руководитель управления ФАС Дмитрий Рутенберг считает снижение тарифов на роуминг в дальнем зарубежье вопросом бизнес-стратегии оператора. «Для каждой компании ценообразование индивидуально, регулировать его директивно нецелесообразно», – считает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать