Инвесторы оказались равнодушны к хорошей отчетности «Яндекса»

Финансовые показатели «Яндекса» по итогам 2011 г. превысили ожидания аналитиков. Тем не менее акции компании после публикации отчетности подешевели на 6%. Аналитики считают, что руководству «Яндекса» не удалось объяснить инвесторам, как компания планирует сохранить долю рынка в России, на которую покушаются Google и Mail.ru
С.Портер/ Ведомости

«При такой значительной доле рынка суметь так вырасти – надо постараться», – удивляется старший аналитик Альфа-банка Юлий Матевосов.

Yandex N. V.

Интернет-компания. Акционеры: Baring Vostok Capital Partners (19,1% уставного капитала), Tiger Global (16,7%), Аркадий Волож (12,4%), Илья Сегалович (2,6%), 17,8% торгуется на NASDAQ. Капитализация – $6,01 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г.): выручка – 20 млрд руб., чистая прибыль – 5,8 млрд руб.

Итоги 2011 г. «Яндекс» объявлял впервые в качестве публичной компании, чьи акции с мая прошлого года торгуются на NASDAQ. За этот период выручка «Яндекса» выросла на 60% до 20 млрд руб., чистая прибыль – на 51% до 5,8 млрд руб. Рентабельность по чистой прибыли по итогам года составила 28,8%. В IV квартале 2011 г. выручка росла чуть меньшими темпами – на 56% до 6,4 млрд руб., а чистая прибыль увеличилась на 51% до 2,1 млрд руб. Основной драйвер роста выручки – серьезный рост количества кликов по рекламным объявлениям (на 65% по сравнению с 2010 г.), говорит финансовый директор «Яндекса» Александр Шульгин. Хотя средняя стоимость клика, по его словам, немного упала. В 2012 г. «Яндекс» ожидает замедления темпов роста выручки – до 40–45%.

Большую часть выручки «Яндексу» традиционно приносит контекстная реклама. В 2011 г. выручка «Яндекса» от этого вида рекламы выросла на 60% до 17,5 млрд руб., от продаж медийной рекламы – на 70% до 2,095 млрд руб. Темпы роста продаж контекста у «Яндекса» рыночные, так как поисковик фактически и формирует этот рынок, являясь его основным игроком. По данным Ассоциации коммуникационных агентств России (АКАР), в 2011 г. рынок контекстной рекламы вырос на 63% до 26,5 млрд руб. А продажи медийной рекламы выросли в 2011 г. на 45% до 15,3 млрд руб.

Итоги IV квартала превзошли среднерыночные ожидания аналитиков на 4% по выручке и на 9% по EBITDA, написали в отчете аналитики JPMorgan. Выручка «Яндекса» в 2011 г. росла быстрее российского рынка интернет-рекламы, объем которого, по данным АКАР, вырос на 56%.

Тем не менее следом за публикацией годовых результатов «Яндекса» в начале торгов на NASDAQ акции компании подешевели почти на 6% (после аналогичного роста днем раньше). Но через пару часов акции снова начали дорожать. По итогам торгов в среду стоимость бумаг компании упала на 4% до $22,63 за акцию. Во вторник акции «Яндекса» подорожали после публикации данных АКАР о значительном росте российского рынка интернет-рекламы и ожиданий, что «Яндекс» вырастет не хуже рынка в целом, предполагает Матевосов. Но во время телеконференции для инвесторов руководство «Яндекса» не смогло убедить участников в том, что у компании не будут расти расходы и падать рентабельность, поэтому акции компании снова подешевели, считает аналитик «Тройки диалог» Анна Лепетухина.

Аналитики «ВТБ капитала» Анастасия Обухова и Наталья Пичугина отмечают, что «Яндекс» в прошлом году потерял почти 3 процентных пункта доли рынка контекстной рекламы, составившей 55%. Кроме того, на 3,5 пункта снизилась и поисковая доля компании – до 60,6% в декабре. А с начала 2012 г. доля упала ниже 60%. Тогда как основные конкуренты – Google и Mail.ru, напротив, наращивают долю поиска в рунете. По данным Liveinternet, Google за год увеличила свою долю в России на 4 пункта до 25,5%. Доля поиска Mail.ru по итогам года не изменилась (7,5% в декабре), но за январь – февраль 2012 г. она, по данным Liveinternet за 23 февраля, резко выросла – до 10,2%. На встрече с журналистами гендиректор «Яндекса» Аркадий Волож сказал, что сейчас доля поисковика в рунете стабилизировалась. Он также пожаловался на агрессивное продвижение своего поиска конкурентами – Google и Mail.ru. Google начала притеснять конкурентов еще в прошлом году, когда убрала из своего браузера Chrome возможность выбора поиска при загрузке. Это было сделано специально для России. Кроме того, Google отключила функцию замены поисковика при вводе запроса в поисковую строку.

Впрочем, аналитиков обнадеживают планы международной экспансии «Яндекса». Они отмечают успехи российского поисковика в Турции, где с момента запуска в сентябре 2011 г. сервис сумел достичь посещаемости на уровне 100 000 пользователей в день. Но чтобы завоевать этот рынок и начать продавать там контекстную рекламу, нужно увеличить этот показатель примерно до 10 млн посетителей в день, говорит Волож. От успеха «Яндекса» в Турции, по его словам, будет зависеть и будущая экспансия в другие страны, прежде всего в Европу. Аналитики Deutsche Bank считают, что потенциал роста бизнеса «Яндекса» недооценен, и рекомендуют покупать его акции.