Forbes отсортировал компании рунета по выручке

Из первой десятки компаний рейтинга пять связаны с онлайн-торговлей, но на первых местах - "Яндекс" и Mail.ru Group
Smartmoney

На сайте журнала Forbes опубликован рейтинг 30 лидирующих компаний российского сегмента интернета, составленный редакцией. Компании ранжированы по выручке за 2011 г. – неслучайно рейтинг опубликован после того, как за прошлый год отчитались две крупнейшие российские интернет-компании – "Яндекс" (1-е место в рейтинге с выручкой $690 млн) и Mail.ru Group (№2, $515 млн).

В целом 14 компаний из 30 в рейтинге Forbes приходится на онлайн-торговлю; три – на онлайн-заказ услуг вроде путешествий или страхования (кроме Anyway Anyday, это туристический сервис OneTwoTrip и "InTouch страхование"); четыре специализируются на разработке онлайн-игр (без учета Mail.ru Group и "ВКонтакте") – Game Insight, Innova Systems, Alawar и Zeptolab; две – на размещении объявлений (Irr.ru и Avito.ru).

"Яндекс" и Mail.ru Group – компании публичные: их акции торгуются на американской бирже NASDAQ и на Лондонской фондовой бирже соответственно. Но это для российского интернета редкость – большинство компаний, вошедших в рейтинг, непубличные, и многие даже не раскрывают финансовые показатели. Чтобы оценить выручку таких компаний, Forbes опрашивал менеджмент и акционеров, конкурентов и аналитиков, которые в большинстве случаев сошлись в оценках, объясняет бренд-менеджер Forbes Ирина Антонова. Когда оценки респондентов расходились, журнал брал наиболее консервативную.

За рамками рейтинга остались компании, работающие только для корпоративных клиентов, а не на массовую аудиторию (например, продавец интернет-рекламы "Бегун"), российские филиалы международных компаний (вроде Google и Groupon), а также компании, для которых интернет - один из многих и не основной канал дистрибуции (пример – "Связной").

Из первой десятки компаний рейтинга пять связаны с онлайн-торговлей – "Утконос" (№3, выручка за 2011 г. оценена в $300 млн), Ozon.ru (№5, $184 млн), "Холодильник.ру" (№6, $166 млн), KupiVIP (№7, $160 млн) и сервис интернет-скидок Biglion (№10, $140 млн). Еще одна компания – Anyway Anyday (№4, выручка $189 млн) - тоже продает, но не товары, а туристические услуги. В чистом виде интернет-бизнес только у четырех компаний первой десятки: "Яндекса", Mail.ru Group, "ВКонтакте" (№ 8, выручка оценена в $152 млн) и РБК (которая, помимо интернета, также работает на медиарынке; №9 в рейтинге, выручка $150 млн).

Такая структура рунета выглядит в целом репрезентативной, считает руководитель российского офиса Google Владимир Долгов. Российский рынок онлайн-рекламы вырос в 2011 г. более чем на 60%, и во многом как раз за счет площадок онлайн-коммерции, отмечает он. Кроме того, активными рекламодателями в прошлом году были финансовые учреждения, продвигавшие через интернет продукты и сервисы для массовой аудитории. В прошлом году компьютерный интернет-магазин "Ютинет.ру" провел успешное размещение акций, а крупнейший российский интернет-магазин Ozon.ru привлек рекордные инвестиции – $100 - млн от фондов ru-Net Леонида Богуславского, Index Ventures, Alpha Associates и японского онлайн-ритейлера Rakuten, вспоминает Долгов; а в конце 2011 г. Ozon.ru купил онлайн-магазин обуви Sapato.ru. По его словам, все это свидетельствует, что онлайн-коммерция - на подъеме.