Российская монобрендовая розничная сеть Nokia выставлена на продажу

Владельцы крупной российской сети монобрендовых салонов Nokia – «Носимо» ищут варианты выхода из этого бизнеса

ЗАО «Носимо»

сеть монобрендовых магазинов Nokia. акционеры (данные «СПАРК-Интерфакса»): Владимир Суслов, Кирилл Райский (по 50%). Выручка (данные «СПАРК-Интерфакса», 2010 г.) – 3,52 млрд руб. чистая прибыль – 225 млн руб.

Представители «Носимо» готовы переуступить другим торговым сетям и конкурентам Nokia права аренды занимаемых площадей, рассказали «Ведомостям» менеджеры двух компаний, работающих на рынке электронной розницы, и представитель одного из производителей сотовых телефонов. Такие предложения получали, в частности, «Евросеть» и re:Store Retail Group, рассказывают они. О каких суммах шла речь, собеседники «Ведомостей» не уточняют. «Носимо» владеет 44 монобрендовыми магазинами Nokia по 80–100 кв. м каждый.

Совладелец «Носимо» Владимир Суслов возражает: о продаже «Носимо» речи пока не идет, такой вопрос может рассматриваться лишь в перспективе. Сейчас в этом нет необходимости – рыночная доля Nokia в 2011 г. хотя и снизилась, но незначительно, а выручка «Носимо» сохранилась практически на уровне 2010 г., отмечает он. Дальнейшее развитие бизнеса «Носимо» Суслов связывает с ростом популярности смартфонов под управлением операционной системы Windows Phone 7 и со скорым выходом на рынок Windows 8 (приспособлена в том числе под планшеты). Сколько устройств Nokia продала «Носимо» в 2011 г., Суслов не сказал. Представители «Евросети» и re:Store Retail Group отказались от комментариев.

Nokia остается крупнейшим поставщиком мобильных телефонов, но стремительно теряет позиции на быстро растущем рынке смартфонов. В мире, по данным Gartner, ее доля в суммарных продажах смартфонов сократилась за год с IV квартала 2010 г. по IV квартал 2011 г. почти втрое – с 32,3% (1-е место) до 11,7% (3-е место). В России, по оценке IDC, Nokia еще лидер этого рынка – если смотреть на 2011 год в целом (48%). Но уже в ноябре 2011 г. на 1-е место вышел Samsung, говорил «Ведомостям» директор департамента мобильных устройств этой компании Алексей Дорофеев.

Теоретически компании, подобные «Носимо», оценивают в 5–7 годовых показателей выручки, говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Ксения Арутюнова; в данном случае получается 17,5–24,5 млрд руб. Но в реальности эта компания едва ли стоит больше 10–12 млрд руб. – из-за снижения доли Nokia на рынке, а также потому, что крупные российские ритейлеры вряд ли готовы платить почти $1 млрд за небольшую по их меркам сеть, отмечает она.

Основной доход фирменным салонам производителей приносят модели высокого и среднего ценовых диапазонов, продажи которых там начинаются раньше, чем в обычной рознице, говорит ведущий аналитик Mobile Research Group Эльдар Муртазин. Но спрос на телефоны Nokia в этих категориях снижается, а значит, снижается и рентабельность монобрендовой розницы, отмечает он.

Представители Nokia не ответили на запрос «Ведомостей».