Британия лидирует по темпам роста интернет-рынка

Объем интернет-продаж в Великобритании в 2010 г. достиг 121 млрд фунтов стерлингов ($191,7 млрд), что составило 8,3% ВВП – больше, чем у любой другой страны из «большой двадцатки» ведущих развитых и развивающихся государств. Об этом сообщает The Wall Street Journal со ссылкой на доклад Boston Consulting Group.

По оценке консалтинговой компании, к 2016 г. интернет-продажи в Великобритании достигнут 225 млрд фунтов стерлингов. Годовые темпы роста этого сектора экономики составляют 10,9%, хотя в среднем в «двадцатке» они равны 8,1%. Согласно докладу, в Италии интернет-рынок будет расширяться на 11,5% в год, в Германии – на 7,8%, в США – на 6,5%.

В 2016 г. Великобритания сохранит за собой первое место, а доля интернет-продаж в британской экономике возрастет до 12,4%, говорится в докладе. Однако за это время «большая двадцатка» начнет догонять Британию: среднегодовые темпы роста составят 17,8%, причем Аргентина и Индия вырвутся вперед (24,3% и 23% соответственно).

Если в 2010 г. доля развивающихся стран на интернет-рынке «большой двадцатки» составляла 24%, к 2016 г. она увеличится до 34%, считает Boston Consulting Group.

"Интернет-рынок развитых стран растет со скоростью развивающихся. Очевидно, интернет – это светлое пятно многих экономик мира <...> Интернет не только является лидером экономического роста, он помогает создавать новые рабочие места», - сказал Пол Цвилленберг, партнер BCG и соавтор доклада (The $4.2 Trillion Opportunity: The Internet Economy in the G-20).

По словам Цвилленберга, Великобритания обгоняет другие страны мира по такому показателю, как доля интернет-торговли в общей структуре ВВП. По данным BCG, если бы интернет считался сектором экономики, он занял бы пятое место в Великобритании, обогнав здравоохранение, строительство и образование. В Германии он оказался бы на десятом месте, во Франции – на девятом, в США – на восьмом.

Авторы доклада объясняют первенство Великобритании такими факторами, как высокая степень проникновения, эффективная инфраструктура, конкуренция на розничном рынке и распространение кредитных карт.

Цвилленберг считает, что развитие интернет-сектора - это дело государственной важности: «Мне представляется, что надо продолжать повсеместное распространение широкополосного доступа и увеличивать среднюю скорость интернета. Это жизненно необходимо, если Великобритания думает сохранить свои позиции в долгосрочной перспективе».

По словам Цвилленберга, все отрасли со временем почувствуют влияние интернета: "То, что произошло со СМИ, начинает влиять и на розничные продажи, на автопром. Ближайшее десятилетие будет отмечено переменами технологического плана. Со временем их влияние ощутят все сектора, один за другим».

По прогнозам BCG, к 2016 г. в мире будет уже три миллиарда пользователей сети, то есть почти половина всего человечества. Что касается «большой двадцатки», интернет-рынок к этому времени составит $4,2 трлн и превзойдет многие национальные экономики, в том числе российскую. Уступать он будет лишь США, Китаю, Японии и Индии, а Германия будет идти следом. К 2016 г. из пяти широкополосных соединений четыре будут производиться через мобильные устройства – смартфоны или планшеты.

Как чувствует себя Россия на этом празднике новых технологий? В «большой двадцатке» в 2010 г. интернет-продажи составили 4,1% ВВП ($2,3 трлн). В отдельных странах этот показатель достигал 8%. Что касается России, здесь не набралось и 2% (1,9%). Неудивительно, что интернет сильно проигрывает в сравнении с «невиртуальными» секторами российской экономики: меньше только рыболовство и гостиничный бизнес.

Что касается прогноза на 2016 г., доля интернета в совокупном ВВП «большой двадцатки» возрастет до 5,3%. Россия может рассчитывать на 2,8% ВВП, считает BCG.

Доля интернет-продаж в общем объеме розничной торговли в России в 2010 г. составляла 1,7% ($12 млрд), к 2016 г. она расширится до 3,2% ($43 млрд). При этом расходы на интернет-рекламу в период 2010-2016 гг. будут расти в среднем на 29,1% в год, хотя по объему они по-прежнему будут уступать телевидению.

Несмотря на слабое проникновение интернета в России, не говоря уже о широкополосном доступе, некоторые цифры внушают надежду: слишком велико желание россиян воспользоваться плодами цивилизации. По данным BCG, чтобы не расставаться с интернетом, многие жители России готовы пожертвовать своими привычками. 88% респондентов согласились бы на год отказаться от фастфуда, 85% - от спутникового телевидения, 80% - от алкоголя, 70% - от кофе, 36% - от автомобиля, 15% - от секса, а 14% - от душа.