«Альфа-групп» собрала деньги на Vimpelcom

Заработав на продаже «Мегафона» $5,2 млрд, Altimo планирует вложить их в Vimpelcom Ltd., чтобы восстановить акционерный паритет с другим совладельцем – норвежской Telenor или даже обойти ее
А.Махонин/ Ведомости

Vimpelcom Ltd.

Группа операторов. Основные акционеры (в голосующих акциях) – Telenor (39,51%), Altimo (24,998%), Weather Investments II (18,276%), Виктор Пинчук (5,995%). Капитализация – $16,48 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г., сумма показателей «дочек»): выручка – $23,5 млрд, чистая прибыль (за вычетом доли меньшинства) – $488 млн.

Примерно $1,5 млрд из $5,2 млрд, полученных от продажи 25,1% «Мегафона», Altimo планирует направить на увеличение доли в Vimpelcom, рассказал Financial Times (FT) гендиректор Altimo Алексей Резникович. Подробности он не раскрыл, а источник в «Альфа-групп» считает, что Резникович имел в виду конвертацию имеющихся у Altimo 4,93 млн привилегированных акций Vimpelcom в обыкновенные.

Префы Vimpelcom дают на собрании акционеров такое же право голоса, как и обыкновенные акции, но не торгуются на бирже и не позволяют получать дивиденды. Однако в октябре 2012 г. у Altimo появляется возможность обменять их на обыкновенные, выкупив их равноценное количество по рыночной цене. Если бы конвертация происходила по вчерашним котировкам ($10,19 за акцию), то Altimo потратила бы на свой пакет $50,2 млн.

Однако аналогичное право в октябре получит еще один владелец префов Vimpelcom (123,6 млн, 5,998% голосующих акций) – украинский предприниматель Виктор Пинчук. Год назад эти акции также принадлежали Altimo, но она продала их заместителю гендиректора «Роснано» Олегу Киселеву, а тот перепродал их компании Пинчука.

Продажа требовалась Altimo, чтобы снизить долю в Vimpelcom с 31 до 24,998%: это позволяло добиться отмены ее соглашения с другим крупным акционером Vimpelcom, норвежской Telenor (участникам соглашения не разрешалось, в частности, скупать акции Vimpelcom и менять конфигурацию наблюдательного совета: по три места у представителей Telenor, Altimo и независимых директоров). Теперь соглашение прекратило действовать и будет неудивительно, если Altimo решит вернуть эти акции себе, рассуждает аналитик «Уралсиб кэпитал» Константин Белов. Конвертация этого пакета в обыкновенные акции по вчерашним котировкам обошлась бы в $1,26 млрд.

Вице-президент Altimo Евгений Думалкин не говорит, есть ли у компании планы выкупить эти акции у Пинчука. Представитель EastOne не ответил на вопросы «Ведомостей».

Как только соглашение прекратило действовать, Telenor начала скупку акций Vimpelcom. В феврале она выкупила 11,35% Vimpelcom у египетского миллиардера Нагиба Савириса (стал совладельцем Vimpelcom в апреле 2011 г.) и стала крупнейшим акционером Vimpelcom (36,4% голосующих акций), заключив с Савирисом опционы на покупку еще 3,44% голосующих акций. А в начале апреля Telenor выкупила 3,15% голосующих акций Vimpelcom у JPMorgan Securities, увеличив долю в операторе до 39,51%.

Telenor не исключала, что продолжит наращивать свой пакет, но в середине апреля получила иск от Федеральной антимонопольной службы (ФАС), обвинившей ее в нарушении закона об иностранных инвестициях в стратегические предприятия (см. врез).

Altimo непричастна к действиям ФАС, заверяет Думалкин. Резникович сказал FT, что «с чисто юридической точки зрения такое дело не вызывает удивления».

Если суд признает сделки Telenor с акциями Vimpelcom ничтожными, а Altimo выкупит долю Пинчука, то крупнейшим акционером (имеющим право на большее число мест в совете) почти с 31% голосов станет Altimo; у Telenor будет 25%, у Савириса – 18,3%.

В ФАС не ответили на вопросы, представитель Telenor отказался от комментариев.

Самой Altimo, если она решит увеличить долю в Vimpelcom, тоже придется обращаться в ФАС, предупреждает партнер юридической фирмы «Джон Тайнер и партнеры» Валерий Тутыхин: хотя Altimo принадлежит российским предпринимателям (Михаилу Фридману, Петру Авену, Глебу Фетисову и др.), зарегистрирована она на Британских Виргинских островах. Впрочем, проблем с разрешением в таких случаях обычно не возникает, говорит Тутыхин.