Технологии
Бесплатный
Екатерина Суворова
Статья опубликована в № 3100 от 14.05.2012 под заголовком: Сети тяжелого контента

Как устроен российский рынок сетей доставки контента

По мере того как широкополосный интернет-доступ превращается в массовую услугу, пользователи все больше интересуются тяжелым мультимедийным контентом. К 2014 г. доля видео в онлайн-трафике превысит 91%, прогнозирует Cisco. И российские операторы задумываются о приближении контента к абонентам

Российский рынок сетей доставки контента (Content Delivery Network, CDN) начал складываться ближе к концу 2000-х гг., и поначалу его формировали компании, независимые от крупных провайдеров. В 2008 г. начала работать CDN-сеть компании «Современные сетевые технологии» (бренд Ngenix), в июне 2010 г. услуги в России начал предлагать второй в мире по выручке (данные J’son & Partners) CDN-провайдер Limelight Networks. Тогда же о начале предоставления коммерческих CDN-услуг заявила CDNvideo.

С тех пор этим бизнесом заинтересовались и операторы связи. «Мегафон» в сентябре 2011 г. достроил совместную с международной CDNetworks сеть доставки контента (инвестиции в нее составили 93 млн руб.) и теперь претендует на 20% российского трафика CDN, говорит заместитель гендиректора «Мегафона» Константин Солодухин. «Вымпелком» в конце 2011 г. объявил тендер на выбор поставщика для строительства сети CDN. В 2012 г. сеть доставки контента емкостью 1 Тб/с обещает запустить и «Ростелеком», рассказывает начальник отдела взаимодействия с интернет-провайдерами компании Алексей Рогдев. Это будет «самая большая, емкая и географически распределенная сеть CDN в России и одна из самых производительных в мире», обещает он.

Услугами Ngenix, по словам ее гендиректора Константина Чумаченко, пользуются более 150 компаний – Rutube, ВГТРК, портал sportbox.ru, SUP Fabrik, интернет-магазины Insales.ru, Omlet.ru. У CDNvideo более 130 клиентов, говорит ее гендиректор Ярослав Городецкий. В основном у них две цели: снизить затраты на пропуск трафика и повысить скорость доступа абонента к сайту, объясняет Городецкий. Нередко CDN используется и «просто как удобная схема аутсорсинга для показа интернет-видео» – чтобы не устанавливать свои серверы потокового вещания.

«Для нас очень важно, чтобы CDN-провайдер оперативно реагировал на обращения и пожелания изменить характеристики услуг, это решающий фактор выбора», – говорит руководитель дирекции интернет-сайтов ВГТРК Марат Ахметжанов. При этом услуги CDN должны окупаться за счет рекламы, которую продает канал.

Со временем доля специализированных провайдеров CDN существенно уменьшится, не сомневается пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева. Консолидация рынка неизбежна, согласен директор по работе с корпоративными заказчиками «Крока» Сергей Жучков: крупные операторы захватят значительную долю рынка, а остальное поделят независимые компании, сумевшие предложить полезные дополнительные сервисы.

Но Городецкий спокоен: «Рынок растет очень быстро, на сотни процентов в год, места хватит всем». Крупные операторы используют покупные или лицензированные зарубежные решения и, будучи не в состоянии влиять на развитие этих технологий, проиграют в скорости, считает он. Крупные телекоммуникационные компании интересуются рынком CDN, чтобы решить свои технологические задачи – ускорить доставку контента в регионы и снизить нагрузку на сеть, рассуждает гендиректор системного интегратора CTI Олег Щапов. Но в будущем по мере роста видеотрафика операторы увидят, что выгоднее пользоваться услугами специализированных компаний, считает он: суммы, которые удастся сэкономить на капвложениях благодаря оптимизации загрузки на сеть, намного превзойдут возможные доходы от CDN.

CDN-бизнес никогда не станет заметной статьей доходов для операторов, так как интернет-компаний, готовых платить за доставку своего контента в регионы, немного и доходы от них несоразмерны с затратами на внедрение CDN в масштабе операторской сети, согласен Чумаченко. Все крупные интернет-порталы – «Яндекс», Mail.ru, Google и т. д. – используют свои сети доставки контента, а к услугам коммерческих CDN-сетей прибегают компании поменьше, объясняет Городецкий.

С этой логикой в целом согласна МТС, которая строительству своей CDN-сети пока предпочитает аренду чужой – Ngenix. Эта сеть охватывает всю Россию, имеет более 20 распределенных платформ в 10 крупнейших городах России, так что абоненты МТС даже в удаленных регионах могут смотреть фильмы и видеосюжеты без задержек и искажений, объясняет пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. Строительство собственных CDN-сетей требует инвестиций в сотни миллионов рублей, а спрос на платное онлайн-кино в регионах только начал формироваться и говорить о приемлемых сроках окупаемости пока невозможно, объясняет Кузьменко.

Решение «Яндекса» строить свою сеть CDN было обусловлено желанием «оптимизировать и ускорить доставку ответа от поисковой системы», говорит директор по развитию сетевой инфраструктуры компании Алексей Соколов.

Клиентами CDN-услуг «большой четверки» станут, по мнению Городецкого, их существующие корпоративные пользователи. Специализированным же провайдерам важно сохранить клиентов из интернет- и медиабизнеса: телеканалы, радиостанции, производителей игр и ПО, отмечает он. Именно они создают большую часть контента в интернете.

Международные провайдеры CDN тоже приглядываются к российскому рынку. Например, портал RuTube с мая 2011 г. использует CDN-сеть оператора Level3. Крупнейшие мировые CDN-провайдеры – Akamai, Edgecast, Limelight, Level3 – будут пытаться укреплять позиции на российском рынке, уверен Рогдев из «Ростелекома». Их козырь – возможность доставлять контент до других стран, включая Европу, Северную Америку и т. д. Но CDN хорош, только когда он представлен на интересующей клиента территории наибольшим количеством узлов, рассуждает Солодухин из «Мегафона». А Level3 разместила в России немного оборудования, так что если с ней и приходится конкурировать, то в основном за распространение российского трафика за рубежом, говорит он.

«Мы идем по пути партнерства и синергии, – успокаивает директор по продажам в России и СНГ Level3 Максим Аникин. – Например, у нас не будет такого масштабного покрытия в России, как у «Ростелекома», а у него – по крайней мере в обозримом будущем – такого покрытия по миру, как у Level3». Хотя, например, CDN-сеть «Мегафона» и CDNetworks позволяет предоставлять услуги по всему миру, замечает Солодухин.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать