Облачные склады для гигабайтов

Облачные сервисы для хранения файлов в интернете запускает множество компаний – от небольших стартапов Кремниевой долины до Apple, Amazon и Google. Все эти сервисы похожи, основные отличия – в объеме бесплатного дискового пространства и некоторых деталях вроде возможности редактировать хранящиеся файлы

Сама по себе идея хранить информацию на чужих серверах не нова, но сделать этот сервис популярным и удобным удалось лишь недавно. Настоящий бум облачных сервисов для хранения документов, фотографий, переписки начался несколько лет назад, и ключевую роль здесь сыграл никому не известный тогда стартап Dropbox. Идея не просто складывать файлы на серверах, но и синхронизировать их между разными устройствами через интернет пришла в голову основателю Dropbox Дрю Хаустону, когда он ехал в автобусе с ноутбуком и вдруг понял, что забыл дома флешку со всеми своими файлами. Расстроенный из-за отсутствия доступа к необходимым ему данным, он взялся писать программу для синхронизации файлов прямо в автобусе. Позже его идея была одобрена инкубатором Пола Грэма Y Combinator, где Хаустон и его партнер Араш Фердоуси получили на развитие сервиса $15 000.

С тех пор произошло много событий. Основатели Dropbox успели получить предложение о покупке бизнеса за $100 млн лично от основателя Apple Стива Джобса, отказаться от него и вырастить компанию с капитализацией в несколько миллиардов долларов.

Ключ к успеху таких сервисов и прост, и сложен одновременно, говорит директор по маркетингу Parallels в России, на Ближнем Востоке и Африке Константин Анисимов. Вся штука в том, чтобы найти способ решения насущной проблемы, волнующей большое количество пользователей.

Сейчас большинство облачных сервисов работает по модели Dropbox. Пользователь скачивает приложения для смартфона, компьютера или планшетного ПК и с их помощью синхронизирует файлы. На сервер можно закачать документы, фотографии, списки контактов, и все они будут доступны с любого из этих устройств и из любой точки мира, где есть доступ в интернет. Бизнес-модель таких сервисов тоже отработана. Пользователю предоставляется некоторое количество дискового пространства бесплатно, а дополнительное – за деньги. Например, Dropbox дает бесплатно 2 Гб; за 50 Гб пользователь заплатит $9,9 в месяц, за 100 Гб – $19,9.

Сейчас рынок облачных сервисов для массовых пользователей поделен между небольшими компаниями (например, 4shared), последовавшими за Dropbox, и крупными разработчиками. Сервис Cloud Drive онлайн-ритейлера Amazon предложил пользователям 5 Гб бесплатного дискового пространства. Этого достаточно для тысяч текстовых документов, изображений и аудиофайлов. За 20 Гб предлагается заплатить $20 в год, за $50 Гб – $50 и т. д. до 1 Тб за $1000 в год. Apple, которой не удалось купить Dropbox, осенью прошлого года запустила собственный облачный сервис – iCloud. Компания предложила пользователям не просто хранить в интернете любую информацию, но и синхронизировать в облаке все настройки и файлы с гаджетов Apple. Конкурентное преимущество iCloud в том, что этот сервис встроен в операционную систему iOS. Это делает его по умолчанию основным способом дублирования критически важных данных для значительного числа владельцев техники Apple.

А рекордсменом по объему бесплатного пространства является сервис Windows Live SkyDrive от Microsoft, где можно хранить до 25 Гб бесплатно. Уже сейчас это облако позволяет синхронизировать телефон, компьютер и игровую приставку, говорит руководитель группы экспертов Microsoft в России Владимир Габриелян. Одна учетная запись дает возможность обмениваться сообщениями, фотографиями, информацией между разными устройствами. Microsoft продолжает развивать облачные сервисы, доступные для всех устройств, независимо от платформы, говорит Габриелян.

Крупнейший поисковик Google и раньше позволял хранить файлы на различных сервисах – Google Docs, Picasa и др. Но в апреле 2012 г. компания представила свой ответ Dropbox и iCloud – сервис Google Drive, который предоставляет до 5 Гб свободного дискового пространства. За $4,99 в месяц подписчик получает 100 Гб, можно наращивать объемы и дальше – вплоть до 16 Тб. Сервис доступен и на компьютерах под управлением Windows, и на Macintosh, и для пользователей многих мобильных устройств (не только под управлением операционной системы Google Android). Специальное бесплатное приложение создает локальные папки, содержимое которых синхронизируется с облачным хранилищем. Когда вы перетаскиваете файлы в такую папку, они автоматически загружаются в хранилище, после чего становятся доступными с любого устройства, подключенного к интернету. Любые изменения в файлах также синхронизируются. В отличие от Dropbox сервис Google позволяет не только хранить, но и редактировать файлы.

В апреле облачный сервис для хранения данных запустил и «Яндекс» – правда, пока он тестируется и недоступен широкой аудитории. «Яндекс.Диск» полностью бесплатен, каждый пользователь получает по 10 Гб дискового пространства, а также возможность синхронизировать файлы через приложения для компьютера и смартфона.

По данным Parallels, объем глобального рынка облачных сервисов составил $34 млрд в 2011 г. Но в этих деньгах невозможно учесть долю сервисов для хранения данных для конечных пользователей – люди в основном пользуются ими бесплатно, говорит Анисимов. Реальные деньги за облачные сервисы платят, по его словам, в основном компании малого и среднего бизнеса. А облачные сервисы для частных пользователей будут превращаться в услуги, доступные из соцсетей, прогнозирует Анисимов.

Увеличение ценности и объема информации, необходимость иметь ее всегда и везде под рукой, а также нежелание зависеть от внешних факторов – все это привело к расцвету облачных сервисов, констатирует руководитель персональных сервисов «Яндекса» Антон Забанных. «Пользователь, выбравший одно надежное решение, будет пользоваться им долго, одновременно будут расти и его потребности», – считает он.