Инвесторам не удалось заработать на Facebook в первый день торгов

Facebook выжала максимум из размещения. Инвесторы приобрели акции сети на $18,4 млрд. Но в первый день торгов бумаги Facebook подорожали всего на 0,61%
Peter.Foley/ Bloomberg

В ночь с четверга на пятницу крупнейшая в мире социальная сеть Facebook подвела итоги IPO. Компания оценена в $104 млрд с учетом выданных организаторам сделки опционов, а привлеченная сумма составила $18,4 млрд (с учетом выплат андеррайтерам). Сама Facebook и ее акционеры получили $16 млрд. Бумаги были проданы по $38 за штуку. Российским инвесторам бумаги сети не достались: представители брокеров «Финам» и БКС сказали, что на всю Европу было выделено акций на сумму не более $1,6 млрд.

В пятницу торги акциями Facebook открылись с почти 11%-ной премией – $42,05 за бумагу. Довольно быстро рост котировок замедлился, и уже спустя примерно 20 минут акции торговались по цене размещения, но затем снова начали дорожать. По данным The Wall Street Journal (WSJ), котировки прекратили падение только после того, как андеррайтеры поддержали торги. Им пришлось приложить значительные усилия, чтобы котировки не сползли ниже цены размещения, пишет издание. Например, Morgan Stanley пришлось приобрести часть зарезервированных акций Facebook – 63 млн на общую сумму $2,3 млрд. Обычно этот резерв (green shoe) во время успешных IPO используется для того, чтобы удовлетворить растущий спрос на бумаги, а в случае с Facebook его пришлось использовать для поддержания стоимости бумаг.

В итоге торги акциями Facebook закрылись на отметке $38,23, или на 0,61% выше цены размещения. Инвесторы ожидали резкого скачка цены в первый день торгов, пишет WSJ со ссылкой на осведомленный источник. К примеру, по данным Bloomberg, незадолго до старта торгов в США на Франкфуртской фондовой бирже трейдеры фиксировали заявки на акции Facebook по цене до $70 за бумагу. Но скачка не произошло, что и вызвало продажи акций, пишет WSJ.

Торги начались на полчаса позже запланированного: трейдеры испытывали проблемы с постановкой заявок на акции соцсети в очередь. Теоретически это могло означать, что заявок так много, что система не может их обработать. «Маркетмейкеры могут анализировать заявки, чтобы определить цену открытия. Если заявок поступает больше, чем они ожидали, они могут перенести их исполнение на 5, 10, 15 и т. д. минут», – объясняет издание Techcrunch. После задержки торгов акциями Facebook начали падать котировки других интернет-компаний: стоимость акций Zynga снизилась на 13,3% до $7,17 за бумагу, Groupon – на 7,53% до $11,48, LinkedIn – на 5,36% до $99,32 за бумагу.

Возможно, слишком большой ажиотаж в преддверии IPO и стал причиной сдержанного роста котировок бумаг сети.

Накануне IPO спрос на них как минимум в 5 раз превышал предложение, рассказывал близкий к участникам размещения источник. Facebook даже изменила ценовой диапазон, повысив его с $28–35 за бумагу до $34–38. Также на 25% был увеличен и объем размещения. «Когда я вижу пузырь, я его сразу узнаю», – прокомментировал в твиттере начало торгов бумагами Facebook известный инвестор Билл Гроз, управляющий директор Pimco, крупнейшей компании мира по управлению фондами облигаций.

Надо учитывать, что Facebook повышала как ценовой диапазон, так и объем размещения, да и масштабы IPO огромные, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Если сравнивать оценку Facebook с компаниями S&P 500, получается, что соцсеть по показателю P/E на 3-м месте. Кроме того, компания разместилась на падающем рынке, напоминает Белов. Так что Facebook, учитывая огромный интерес к ее акциям, по максимуму сняла сливки, говорит он. Но ожидать серьезного роста ее котировок в краткосрочной перспективе вряд ли стоит. В будущем, по его мнению, есть риск, что бумаги Facebook будут подвержены серьезной волатильности: любое разочарование инвесторов в ее бизнес-модели будет оказывать большое давление на котировки. Он сравнивает эту ситуацию с российским «Яндексом», который тоже торгуется по высоким мультипликаторам: когда инвесторы узнали, что компания теряет долю рынка в России, котировки поисковика резко упали и так и не вернулись к цене размещения. Хотя «Яндекс» уже доказал инвесторам перспективы своей бизнес-модели, тогда как Facebook это еще предстоит сделать, резюмирует Белов.