Статья опубликована в № 3122 от 14.06.2012 под заголовком: Придет за каждым десятым

"Ростелеком" атакует "большую тройку" в Москве

К концу 2012 г. в Москве может появиться четвертый оператор мобильной связи третьего поколения (3G) – «Ростелеком». Его цель – привлечь 10% абонентов – достижима только в случае ценовой войны с нынешней «большой тройкой», считают аналитики
Д.Абрамов
ОАО «Ростелеком»

универсальный оператор. Основные акционеры – «Связьинвест» (43,4% голосующих акций), Росимущество (7,4%), «Мобител» (6,55%), ВЭБ (2,4%). Капитализация – 353 млрд руб. Финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): Выручка – 296 млрд руб., Чистая прибыль – 46,07 млрд руб.

До конца 2012 г. «Ростелеком» построит и запустит в эксплуатацию сети 3G в 27 региональных центрах России, включая Москву, Петербург и Краснодар. Об этом сообщили топ-менеджеры компании на недавней встрече с аналитиками инвестбанков, говорится в отчете аналитика Deutsche Bank Игоря Семенова. Такие планы есть, подтвердила представитель «Ростелекома» Кира Кирюхина, уточнив: в коммерческую эксплуатацию услуги будут вводиться в конце 2012 – начале 2013 г.

В Москве и Санкт-Петербурге для строительства новой сети «Ростелеком» будет использовать частоты компании «Скай линк», которую он намерен выкупить у «Связьинвеста», своего крупнейшего акционера, как раз до конца 2012 г. В этих городах и еще 71 регионе у «Скай линка» есть частоты 1,9–2,1 ГГц (те же, на которых работают 3G-сети МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона») и разрешение Госкомиссии по радиочастотам на строительство таких же 3G-сетей, как у «большой тройки», в том же стандарте UMTS. Но у оператора не было средств на этот проект, зато они есть у «Ростелекома». До 2015 г. на развитие мобильной связи будет приходиться 25% инвестиций оператора, а вся его инвестпрограмма будет составлять в среднем 20% годовой выручки «Ростелекома», напоминает Кирюхина. В 2011 г. капвложения составили 28% выручки, в 2012 и 2013 гг. показатели будут похожие – 27 и 26% соответственно, или более 80 млрд руб. в год, подсчитали аналитики «Ренессанс капитала». Таким образом, по грубым оценкам, на строительство мобильных сетей в этом и следующем году «Ростелеком» может тратить примерно по 20 млрд руб.

В Москве и области три сотовых оператора (МТС, «Мегафон» и «Вымпелком») держат 98% рынка по числу sim-карт. Оставшиеся 2% – у «Скай линка» (по выручке – около 9%, считают аналитики «Ренессанса»), но это специфические абоненты – в основном они используют sim-карты для интернет-доступа (вставляют их в модемы), рассказывает партнер AC&M-Consulting Антон Погребинский. Де-факто «Скай линк» уже сейчас предлагает москвичам 3G – скорость мобильного интернет-доступа в его сети достигает 3,1 Мбит/с. «Ростелекому» неизбежно придется убеждать чужих абонентов приобрести еще и его sim-карту, предупреждает Погребинский. Всего, согласно данным AC&M-Consulting на март 2012 г., в Москве и области использовалось 35,4 млн sim-карт – это в 2,08 раза больше, чем жителей. Зато планы правительства разрешить абонентам менять оператора, сохраняя номер, на руку «Ростелекому»: часть абонентов «большой тройки» может переметнуться к новому участнику рынка, считают аналитики «Ренессанса».

«Большая тройка» покрывала Москву и область 3G-сетями около 2,5 года, причем у операторов уже были сети 2G (GSM), напоминает пресс-секретарь МТС Валерия Кузьменко. У «Ростелекома» такого преимущества нет, значит, строительство сети сопоставимого качества будет более дорогим и долгим, рассуждает она. А в некоторых районах Подмосковья – в частности, на юго-западе – на диапазон 1,9–2,1 ГГц вообще наложены ограничения, добавляет Кузьменко; «большая тройка» вышла из положения только недавно, получив разрешение строить 3G еще и на частотах 900 МГц.

Сам «Ростелеком» рассчитывает к 2015 г. обслуживать 10% всех московских сотовых абонентов, а основным инструментом конкуренции называет цену. Добиться этого можно, если воспользоваться, например, опытом Tele2, которая, приходя в новый регион, снижала эффективную цену услуг примерно на 20% по сравнению с конкурентами, говорит аналитик «Ренессанс капитала» Иван Ким. Кроме того, важно все сделать правильно: обеспечить качественное покрытие (в том числе в Подмосковье) и т. д., добавляет он. По выручке «Ростелеком» едва ли получит 10% московского рынка, предполагает Ким. Но без Москвы построить эффективный мобильный бизнес трудно, замечает руководитель управления аналитических исследований «Уралсиба» Константин Чернышев. По неофициальным данным J’son & Partners, с которыми в частных беседах соглашаются представители операторов, столичный регион приносит почти треть всей мобильной выручки «большой тройки» в России. Представитель «Вымпелкома» Елена Прохорова считает, что позиции участников рынка в этом регионе вряд ли существенно изменятся.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать