Как выглядит российский рынок дорогой аудиотехники

Рынок аудиотехники high end в России насчитывает почти 20 лет. За это время нынешние лидеры прошли путь от ларьков на «Горбушке» до крупных дистрибуторских компаний. Однако сейчас у них те же самые конкуренты, что и у производителей самой простой и дешевой аппаратуры, – музыкальные интернет-сервисы и цифровые гаджеты

К категории high end традиционно относят аудиотехнику стоимостью от $5000–10 000 за компонент. Но не только ценник выводит аудиотехнику в этот класс. Как правило, у high end компаний всегда есть легенда: знаменитые создатели, философия, место производства и оригинальные технологии. В последние годы в этом классе стали нормой дизайнерские решения и дорогая отделка. Техника high end не описывается четкими техническими регламентами, в отличие от категории HiFi (high fidelity – высокая точность), в основу которой положен стандарт: набор определенных технических параметров, таких как диапазон частот, неравномерность амплитудно-частотных характеристик, уровень шумов и др. Это одна из причин, почему в СССР high end никогда не делали: инженеры строго придерживались ГОСТов. Фактически в свободной продаже техника high end появилась в России только в 1990-е гг.

Россия на первых местах

В мире насчитывается около двух десятков крупных производителей high end плюс несколько корпораций, в основном работающих со средним сегментом, но имеющих в своем каталоге несколько топовых моделей. За ними тянется внушительный хвост из маленьких компаний с ограниченным ассортиментом. Подавляющее большинство предприятий частные и раскрывать какие-либо цифры о поставках в Россию наотрез отказываются.

В 2011 г. объем всего рынка домашней техники high end составил, по грубой оценке одного из экспертов рынка, около $200 млн, включая стоимость не только акустики, компонентов и видео, но и услуг установки и автоматизации. В этом году ситуация, по его мнению, разнонаправленная: в одних сегментах подъем, в других спад. В целом по итогам 2012 г. он ожидает скорее некоторого сокращения спроса. Обычно динамика этого рынка совпадает с динамикой спроса на элитное жилье (люди покупают квартиру или дом и помимо всего прочего устанавливают там музыкальную систему). Но похоже, что в этом году покупатели подобной техники отвлеклись от постройки домов, говорит собеседник «Ведомостей».

Сейчас по объему рынка High End аудио Россия занимает 5–7-е место в мире, оценивает президент группы компаний Synergenta, руководитель торговой компании «Русская игра» Сергей Бутузов. Еще более оптимистично настроен Алексей Васильков, гендиректор галереи электроники «Назаров», который ставит Россию на 2–3-е место по мировым продажам. Роберт Хойерман, директор по экспорту Bowers & Wilkins, заявил, что в продажах категории high end Россия – первая среди стран, в которых Bowers & Wilkins не работает напрямую, а только через независимых дистрибуторов. Статистика экспорта в Россию сейчас не так высока, как раньше, но Россия по-прежнему считается хорошим рынком, уверен Кен Ишивата, представитель бренда Marantz.

Более сдержанную оценку дает Юрий Шалдырван, совладелец салона high end техники Burmester и компании Barnsly Sound. «Иностранцы оценивают нашу страну по продажам автомобилей и предметов люкса», – считает он. Но в сегменте техники high end ситуация иная: экономические проблемы 1990-х гг. и слабая работа дистрибуторов не позволили реализовать тот потенциал, который имелся, в той же пропорции, в какой он был реализован при продаже других премиальных товаров. Российский рынок невелик и не выдерживает сравнения с Северной Америкой и Европой, где High End салоны встречаются даже в небольших городах, говорит Шалдырван.

Ценители, аудиофилы и заложники статуса

Хотя элитные товары существуют в разных сферах, классифицировать их покупателей по единым критериям едва ли возможно, рассуждает Бутузов. high end электроника имеет некоторые признаки эксклюзива и роскоши, но выражены эти признаки, по его мнению, «несколько иначе, не так, как, скажем, в часовом или ювелирном деле». Даже мотивы покупки систем класса high end audio у каждого индивидуальные. Это могут быть и юношеские увлечения, и музыкальное образование, и давняя мечта, и новые, появившиеся с возрастом музыкальные пристрастия.

Наличие двух и более систем высокого класса в современном доме скорее правило, считает Бутузов. Если это ультрасовременный дом, то могут оказаться востребованными и мультизональные системы с распределенными источниками звука.

Около 90% покупателей «Русской игры» реально ценят качество систем high end и знают, на что тратят деньги. Но есть и такая категория потребителей, которая не обращает внимания на качественные характеристики (звучание) системы. Таких не более 15%, полагает Дмитрий Марков, руководитель направления high end российского дистрибутора A&T Trade. Они совершают покупку «по совету друга», лишь бы бренд был «не стыдный» и правильно позиционировал хозяина. Оставшиеся 85% – настоящие меломаны. Из них примерно половина – успешные люди, испытывающие чувство ностальгии по музыке, которую слушали в юности, 40% – новое поколение меломанов и около 10% – непродвинутые меломаны с высоким уровнем достатка, которые не могут позволить себе покупать дешевые вещи. В Burmester и Barnsly Sound основной покупатель – ценитель, человек, понимающий, что в категориях техники есть шаг вниз и шаг вверх, говорит Шалдырван. Кроме того, важна легенда бренда: продукт должен соответствовать статусу и желательно, чтобы о нем было что рассказать.

Практически все участники рынка признают, что аудиофилы – люди, предъявляющие самые высокие требования к звуку и наиболее технически подкованные, – составляют минимальную долю рынка, не больше процента, и даже не берутся продавцами в расчет. Более того, у российских продавцов техники high end к аудиофилам сложилось даже негативное отношение – как к покупателям, которые приходят в салон, ругают аппаратуру и уходят. Менеджер одного из московских салонов рассказал, что продавцы стараются аудиофилов вообще не пускать в магазин.

Инженеры против архитекторов

Когда-то high end был представлен исключительно стереосистемами. В 2000-е гг. стали популярными многоканальные домашние кинотеатры и мультизонные системы (распределение звука на несколько комнат). Изменились и форматы продаж – от розницы к инсталляциям на заказ.

Половина всех продаж сегодня приходится на комплексную озвучку жилья в рамках инсталляционных услуг: кинозал, кабинет со стереосистемой, акустика, встроенная в стену или потолок некоторых комнат, рассказывает Марков из A&T Trade. Остальное покупают в салонах. Покупка техники high end в любом случае требует похода в специализированный магазин, так как должна быть возможность предварительно послушать звучание системы, уточняет Васильков из галереи «Назаров». Поэтому идеальная ситуация – это когда в компании есть не только команда квалифицированных консультантов, но и полноценный инсталляционный отдел, тогда клиент получает полный комплекс услуг. Старший директор по выходу на новые рынки Bang & Olufsen Кристофер Пулсен отмечает особенность заказчиков из России: чаще всего они приобретают сразу полное решение. Тогда как в других странах люди выстраивают аудиосистему постепенно, подбирая единичные элементы по магазинам.

«Розничные продажи снижаются, инсталляции растут. Большинство наших дилеров уже более 50% продаж делают на заказных инсталляциях», – подтверждает Хойерман из Bowers & Wilkins. Однако с заказными инсталляциями не все просто. Персональный кинотеатр требует сложной установки, иногда приходится жертвовать решениями, связанными с дизайном помещения, объясняет Шалдырван. А в России инсталляторы и архитекторы друг с другом никак не связаны: «Если в США на профессиональную выставку CEDIA приезжает около тысячи архитектурных бюро, то у нас дизайнеры интерьеров не проявляют должного интереса к технической составляющей».

Победное шествие цифры

В последние три года в мире неожиданно возродился интерес к виниловым пластинкам. Более того, винил оказался единственным медианосителем, объемы продаж которого выросли (правда, практически с нуля) в несколько раз. По данным Американской ассоциации звукозаписывающих компаний (RIAA), производство виниловых пластинок в США увеличилось в прошлом году на 99,6%. Тем не менее их доля в общих продажах музыки по-прежнему очень мала, этот рынок остается узким и в какой-то степени «ностальгирующим», т. е. малопривлекательным для новой аудитории.

Главная же тенденция, которую отмечают все продавцы и дистрибуторы аудиотехники, – растущая популярность i-гаджетов и сетевых решений, воспроизводящих музыку с накопителей в домашней сети или из интернета в режиме стриминга. Даже консервативные производители igh end в этом году представили устройства, так или иначе работающие с цифрой.

Хойерман из Bowers & Wilkins выделяет на современном рынке high end два тренда – домашние кинотеатры и i-гаджеты. «Последние растут очень быстро, мы запланировали много новых продуктов в этой категории», – говорит он. С ним согласен Кен Ишивата: «Ситуация зависит от рынков, но в целом i-гаджеты и домашняя сетевая техника очень популярны, а традиционные продукты стагнируют». Сейчас обязательное требование покупателя – полноценная интеграция аудиосистемы с техникой третьих сторон – аудио, видео, «умным домом», говорит Пулсен из Bang & Olufsen. Часто клиент хочет даже у себя в автомобиле слышать звук такого же качества, что и на домашних системах.

Колонки точно останутся

Кризис 2008 г. застал российский рынок high end аудиотехники на пике.

Эксперты приводили разные цифры его падения в кризис – от 20 до 80%, каждая компания справлялась по-своему. В России рынок перестроился, часть производителей сменили дистрибуторов. Но те, кто может позволить себе high end, в большинстве своем остались при деньгах, замечает Шалдырван из Burmester и Barnsly Sound.

Другое дело, что вскоре начался системный кризис на аудиорынке вообще. У людей сместились приоритеты, они стали меньше тратить на звук. Некоторые бренды сократили производство, другие, наоборот, расширили. «Около двух лет наблюдался спад продаж техники high end, но к концу 2010 г. рынок стабилизировался, – рассказывает Васильков. – В начале 2011 г. наблюдался устойчивый рост. Многие high end производители выпустили бюджетные линейки».

Но в целом рынок high end аудио во всем мире за последние годы упал, сетует Кен Ишивата. Главные виновники этого, по его мнению, – интернет и i-гаджеты. «Контент переехал в мобильные устройства, из-за чего пострадало качество звука, – согласен Пулсен. – Поэтому приходится делать такую технику, чтобы даже сжатые файлы звучали на хорошем уровне». Будущее за онлайн-стриминговыми сервисами и производителям аудиотехники необходимо обновлять свои системы, резюмирует Хойерман.

Впрочем, Бутузов из «Русской игры» оптимистичен: «Растет производство проигрывателей и виниловых грампластинок, уходит компакт-диск, но совсем не исчезает, увеличивается число онлайн-сервисов – а качественная аппаратура и сегодня остается нужной». Колонки точно останутся, улыбается Шалдырван.