Коллайдер за $8 млрд позволил обнаружить новую частицу

Бозон Хиггса поможет ученым разобраться, почему во Вселенной одни объекты имеют массу, а другие – обладают только энергией
CERN/ AFP

Открытие бозона Хиггса – одна из основных задач, для решения которых построили БАК. В этот проект правительства нескольких десятков стран вложили $8 млрд. ЦЕРН собирался приостановить работу БАК в конце 2012 г. – для технических работ, но теперь работу коллайдера решено продлить еще на два-три месяца, заявил вчера руководитель ЦЕРН Рольф Хойер.

Новая частица определенно бозон, и это самый тяжелый из обнаруженных бозонов, заявил вчера ученым Европейского центра ядерных исследований (ЦЕРН) участник одного из экспериментов на Большом адронном коллайдере (БАК) Джо Инкандела. Бозон весит 125–126 гигаэлектронвольт – это означает, что он в 125–126 раз тяжелее протона (атомные ядра состоят из протонов и нейтронов). Трудно остаться равнодушным после таких результатов, радуется директор по исследованиям ЦЕРН Сержио Бертолуччи.

Подтверждение того, что бозон Хиггса существует, поможет ученым разобраться, почему во Вселенной одни объекты – например, кварки (компоненты протонов) – имеют массу, а другие объекты – например, фотоны, из которых состоит свет, – обладают только энергией. В перспективе это открытие может объяснить существование звезд, планет и людей, и потому оно является одним из самых больших достижений современной физики – недаром бозон еще называют «частицей Бога».

Новую элементарную частицу с характеристиками, близкими к предсказанным в 60-х гг. ученым Питером Хиггсом, обнаружили две команды ученых. «Я думаю, что мы нашли его [бозон Хиггса]», – заявил под шквал аплодисментов гендиректор ЦЕРН Рольф Хойер, объявляя результаты эксперимента. «Мы сделали огромный шаг в понимании природы, но это только начало», – добавил он. Сам Хиггс признался, что изумлен тем, как быстро удалось получить экспериментальное подтверждение его теории.

Открытие бозона Хиггса не единственный результат международной научной программы. Например, в конце 90-х гг. сотрудник ЦЕРН Тим Бернерс-Ли предложил глобальный гипертекстовый проект, который стал основой современного интернета. Кроме того, для обработки данных коллайдера была создана международная система распределенных вычислений. ЦЕРН использует и поисковые технологии российского «Яндекса» – речь идет об эксперименте по изучению содержащих b-кварк частиц. Поиск «Яндекса» поможет найти нужные данные о событиях в адронном коллайдере в базе исследований, содержащей тысячи терабайт информации.

Цель фундаментальной науки – понять сущность вещества, но при этом нередко побочные явления важнее того, ради чего все затевали, сказал «Ведомостям» директор НИИ информационных технологий СПбГУ Андрей Терехов. «Когда я изучал топологию, думал, что это классический пример науки для науки, а теперь без топологии невозможна разработка печатных плат», – вспоминает он.