Vimpelcom заинтересовался Мьянмой

Неудачи во Вьетнаме и Камбодже не отбили у мобильного оператора охоту к инвестициям на рискованных рынках Юго-Восточной Азии
EPA/ ИТАР-ТАСС

Vimpelcom работает в нескольких странах Юго-Восточной Азии, но их вклад в общую выручку компании не дотягивает даже до 1%, отмечает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. Мьянма, возможно, перспективный рынок, но выход туда не изменит ситуации, уверен он. Главное, чтобы входной билет не оказался слишком дорогим, замечает он. В марте 2012 г. Vimpelcom уже пришлось списать $527 млн из-за переоценки стоимости активов во Вьетнаме и Камбодже, а месяц спустя он ушел из Вьетнама вовсе, не желая более совмещать статус миноритария местной GTel Mobile с ролью ее единственного инвестора.

Об интересе Vimpelcom к рынку Мьянмы сообщило вчера интернет-издание Comnews. Vimpelcom обсуждает возможности выхода в Мьянму, подтвердили два человека, близких к Vimpelcom и его совладельцам, но пока переговоры предварительные.

Дело в том, что сейчас телекоммуникационный рынок Мьянмы закрыт для инвесторов-нерезидентов. Но недавно местное министерство коммуникаций, почты и телеграфа объявило тендер среди международных консалтинговых компаний на разработку условий конкурса, который позволит телекоммуникационному монополисту страны Myanmar Post and Telecommunications (MPT) создавать совместные предприятия с «местными и зарубежными инвесторами». Цель — сделать так, чтобы «услуги связи предоставлялись по международным стандартам [качества] и низкой цене», объяснил министр коммуникаций Мьянмы Тейн Тун (его слова цитируются в отчете инвесткомпании Thura Swiss). Кроме того, министр пообещал разработать новый закон о связи, позволяющий иностранцам участвовать еще и в частичной приватизации местных телекоммуникационных активов.

Причиной низкого проникновения Эйнштейн называл бедность населения: большинству жителей не по карману мобильный телефон, стоимость которого (из-за ограниченного спроса) колеблется от $600 до $1400. При этом средняя стоимость минуты разговора в Мьянме, по данным Эйнштейна, еще в июне 2011 г. составляла всего около $0,05. Для сравнения: у «Вымпелкома» в I квартале 2012 г. этот показатель в России (где уровень проникновения, по данным AC&M-Consulting, превышает 156%) составлял почти столько же — $0,04.

60-70% населения Мьянмы живет за чертой бедности, подтверждает партнер работающей в нескольких странах Юго-Восточной Азии инвесткомпании NBS Capital Павел Курош. Но причина низкого проникновения мобильной связи, по его словам, совсем другая — правительство всего три года как разрешило ею пользоваться.

Переговоры с властями Мьянмы о возможности получить там лицензию начинал еще акционер Vimpelcom Ltd. — российская Altimo лет пять назад, знает Курош. Реальная возможность поучаствовать в освоении этого рынка появляется только сейчас, но удастся ли Vimpelcom воспользоваться ею, он прогнозировать не берется: влияние России на Мьянму гораздо слабее, чем близлежащих Вьетнама, Таиланда и Китая, и у инвесторов из этих стран, по мнению Куроша, шансов больше.

Мьянма — рискованный рынок, считает Курош: там специфическая правовая система, а рынок поделен между несколькими корпорациями, де-юре государственными, но де-факто подконтрольными нескольким группам влияния. Построить растущий бизнес в Мьянме можно, особенно если сосредоточиться в южной части страны, где сконцентрировано большинство жителей, но вопрос, будет ли этот бизнес прибыльным: ведь магистральная оптоволоконная сеть связи останется в руках госкорпорации, рассуждает он.

Представитель Vimpelcom Бобби Лич отказался от комментариев.