"Яндекс" вернул лидерство в Рунете

«Яндекс» восстановил лидерство по месячной аудитории в рунете, которое в ноябре 2011 г. у него перехватила Mail.ru Group
С.Портер/ Ведомости

Yandex N. V.

Интернет-компания. Акционеры: Baring Vostok Capital Partners (19,1% УК), Tiger Global (16,7%), Аркадий Волож (12,4%), Илья Сегалович (2,6%), 17,8% на NASDAQ. Капитализация – $6,12 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2011 г.): выручка – 20 млрд руб., прибыль – 5,8 млрд руб.

Mail.ru Group

Интернет-холдинг. Основные акционеры: Naspers (29% уК), New Media Technologies Алишера Усманова (25,33%), основатели (7,7%), Tencent (7,8%), 30,1% на Лондонской фондовой бирже в виде GDR. Капитализация – $7,32 млрд. Финансовые показатели (МСФО, 2011 г.): выручка – $515,4 млн, прибыль – $208,6 млн.

В июне 2012 г. «Яндекс» вернул себе лидерство по размеру ежемесячной аудитории рунета (уникальные пользователи, хотя бы раз в месяц посещающие его сайты). По данным TNS Web Index, страницу хотя бы одного из 35 проектов «Яндекса» посетили 31,91 млн человек, а страницы 31 проекта Mail.ru – 31,79 млн.

«Яндекс» лидировал по месячной аудитории в рунете три года, а в ноябре 2011 г. уступил Mail.ru. Несколько месяцев разрыв между ними нарастал, достигнув пика в апреле 2012 г. – 450 000 пользователей, или 1,4% от аудитории каждой из компаний. Но по итогам июня «Яндекс» наверстал упущенное и снова опережал основного конкурента, пусть и всего на 120 000 уникальных посетителей.

За год месячная аудитория «Яндекса» выросла на 13,3%, а Mail.ru – на 15,5%. Но все это время «Яндекс» оставался лидером по недельной и дневной аудитории, подчеркивает его представитель Очир Манджиков. Согласно данным TNS Web Index за июнь 2012 г., хотя бы раз в неделю страницы «Яндекса» посещало почти на 750 000 человек больше, чем Mail.ru, а ежедневно – почти на 2 млн больше.

В январе 2012 г. представитель «Яндекса» обещал, что компания запустит новые сервисы, которые привлекут аудиторию. С тех пор появились облачный сервис хранения файлов «Яндекс.Диск», проект «Яндекс.Навигатор», онлайн-версия сервиса «Яндекс.Такси», мобильное приложение «Яндекс.Музыка», поиск по Twitter и по профилям соцсетей и др.

Инвесторы внимательно смотрят на показатели аудитории интернет-компаний, ведь риск потери аудитории – один из ключевых в этой отрасли, конвертирующей пользователей в доходы от рекламы, говорит аналитик «Уралсиба» Константин Белов. Один из самых ярких неудачных примеров в рунете – Rambler, напоминает он. Из-за опасений, что доля «Яндекса» в поисковых запросах будет снижаться, инвесторы недооценивали его акции в конце 2011 г., говорит Белов.

Но разница и в недельной, и в месячной аудиториях между Mail.ru и «Яндексом» невелика, поэтому для рекламодателей обе площадки одинаково важны и привлекательны, говорит гендиректор AdWatch Isobar Russia Андрей Чернышов. У Mail.ru динамика роста аудитории в последний год была лучше, но и «Яндекс» в последние месяцы ускорился, вопрос лишь в том, надолго ли, рассуждает он.

Представители «Яндекса» и Mail.ru Group воздержались от комментариев.