Мэрия Москвы обсуждает с операторами связи возможности "слежения" за горожанами

Чиновники хотят уточнить транспортную модель города, проследив за ежедневными поездками москвичей без уточнения персональных данных
Д. Гришкин/ Ведомости

Мэрия Москвы ведет переговоры с операторами сотовой связи, чтобы с декабря начать сбор данных о маршрутах горожан. Представитель департамента информационных технологий (ДИТ) столицы Елена Новикова подтвердила «Известиям», что переговоры ведутся пока на уровне технических возможностей. Она заверила, что данные будут поступать чиновникам в обезличенном виде, и добавила, что стоимость проекта, который профинансирует город, пока не определена. Информация о маршрутах москвичей нужна для проверки точности городской транспортной модели.

"Вымпелком" пока не получил официальный запрос от горадминистрации и ответ компании будет зависеть от деталей, сказала Vedomosti.ru представитель фирмы Анна Айбашева. "Мы всегда открыты для сотрудничества с городом, внимательно и оперативно рассматриваем все предложения, - заявила она. - Помимо этого мы полностью соблюдаем законодательство и действуем строго в соответствии с законом о защите персональных данных".

О том же сказала и официальный представитель МТС Валерия Кузьменко: в компанию представители мэрии еще не обращались официально. Кузьменко напомнила, что с точки зрения законодательства по защите персональных данных возможна передача только общих сведений о потоках абонентов: какое количество пользователей, в какой период, где находятся. "МТС сотрудничает по такому принципу с МИДом - данные о количестве абонентов, зарегистрированных в сети зарубежного партнера МТС в зоне чрезвычайной ситуации, передаются службам МИДа, - рассказала она. - Эта информация позволяет российским представительствам за рубежом спланировать и организовать необходимые мероприятия по защите интересов и обеспечению безопасности граждан Российской Федерации в экстренном случае, например во время беспорядков и общественных волнений, забастовок авиадиспетчеров, наводнениях". В МТС также сказали, что передача персонифицированной информации без согласия абонента невозможна. Условия предоставления информации для анализа транспортных потоков будут во многом зависеть от технических параметров: в каком формате необходима будет информация, потребуется ли установка дополнительного оборудования, изменение настроек на стороне оператора, добавила Кузьменко.

По сведениям "Ведомостей", обсуждение вопроса действительно имело место на встрече чиновников ДИТ с представителями "большой тройки". Тогда в качестве примера приводился Массачусетский технологический институт (MIT), который разработал такой же проект.

Улучшение транспортной ситуации в Москве мэр Сергей Собянин обозначил как одну из важнейших своих задач вскоре после назначения. Он объявил войну пробкам, обещал отменить планы по строительству объектов, которые могут перегрузить дороги, обещал улучшить общественный транспорт - чтобы автомобилисты предпочитали его, а не собственные машины, увеличить протяженность дорог, развивать метро и интеллектуальные системы управления движением.