Статья опубликована в № 3179 от 03.09.2012 под заголовком: WiFi без хозяина

Публичные WiFi-сети не спешат блокировать сайты для взрослых

С 1 сентября организаторы интернет-доступа в общественных местах должны блокировать доступ к онлайн-СМИ, не предназначенных для детей. Но операторы публичных WiFi-сетей считают, что это обязанность их партнеров – кафе, ресторанов, администраций парков и городов
ИТАР-ТАСС

В эту субботу вступил в силу закон о защите детей от вредной информации. Он ограничивает распространение информации, побуждающей детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни или здоровью, содержащей нецензурную брань, оправдывающей насилие или жестокость, употребление наркотиков, алкоголя, курение, отрицающей семейные ценности. В телепередачах, газетах и журналах (кроме изданий общественно-политической тематики), на сайтах интернет-СМИ должна отныне стоять маркировка, указывающая, дети какого возраста могут их смотреть или читать. Если передача, статья или сайт не соответствуют критериям безопасной для детей информации, то ставится маркировка 18+.

При таких формулировках закона многие интернет-СМИ будут вынуждены ставить маркировку 18+, считает аналитик РАЭК Ирина Левова. Закон требует, чтобы такие сайты были заблокированы в местах, где у детей может иметься доступ к ним. Ограничение «запрещено для детей» и 18+ уже выставили «Интерфакс», Lenta.ru, Gazeta.ru, LifeNews, Newsru.com, убедились «Ведомости». На сайтах «Ведомостей» и издательского дома «Коммерсантъ» появилось ограничение 16+, на сайтах «РИА Новости» и «Комсомольской правды» – 12+.

Также закон требует, чтобы лица, «организующие» интернет-доступ в местах, посещаемых детьми, применяли средства защиты от вредной информации – административные, организационные, технические и программно-аппаратные. За нарушение этого требования организациям грозит штраф в 20 000–50 000 руб. Освобождены от этой обязанности только операторы связи, предоставляющие доступ в интернет на основе письменного договора. Получается, фильтровать трафик обязаны операторы публичных сетей WiFi.

В Москве крупнейшими публичными WiFi-сетями располагают «Вымпелком» и МТС. Тем не менее их представители заявили «Ведомостям», что собственных точек интернет-доступа в общественных местах у этих компаний нет. Все существующие точки созданы по заказам владельцев кафе и ресторанов, отелей, администрации метро, парков или города, настаивают пресс-секретарь «Вымпелкома» Анна Айбашева и ее коллега из МТС Валерия Кузьменко: именно эти организации, по их версии, и в ответе за защиту детей от потенциально вредной информации.

Прежде представители обоих операторов не делали такой оговорки и всегда рассказывали о WiFi-сетях как о полностью собственном сервисе своих компаний (см. врез). На сайтах МТС и «Вымпелкома» «Ведомости» не нашли информацию о том, что операторы не несут ответственности за точки WiFi-доступа.

Оператор может начать фильтровать трафик в сетях WiFi, но только по просьбе владельца помещения, объясняют Айбашева и Кузьменко. «Как именно фильтровать, какие сайты подлежат блокировке, в законе не определено, – замечает Кузьменко. – Мы рассчитываем, что это прояснит регулятор в подзаконных актах». Разъяснений чиновников на этот счет ждет и «Ростелеком», сообщил его представитель. Пресс-служба Минкомсвязи не ответила на запрос «Ведомостей». А представитель Роскомнадзора Владимир Пиков говорит, что ведомство ждет запросов от всех заинтересованных сторон (в том числе от операторов) по конкретным ситуациям и будет разбираться с ними в рабочем порядке.

Представители «Росинтера» (сети ресторанов «Il Patio», «Планета суши», «Friday’s» и др.) и KFC (рестораны «Ростик’c-KFC»), а также сети гостиниц Azimut узнали о необходимости введения специальных мер по защите детей от потенциально опасных онлайн-СМИ от корреспондента «Ведомостей» и не смогли прокомментировать ситуацию. Леон Вайдман, управляющий директор провайдера Comiten (предоставляет интернет-доступ в гостиницах Azimut), говорит, что компания готова блокировать сайты с маркировкой 18+, но делать это она будет «только по требованию конкретного клиента». Пока никто из клиентов Comiten договор на такую услугу не заключил, добавил он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать