Фонд Леонида Реймана расформирован

Венчурный фонд NGI, соинвестором которого является бывший министр связи Леонид Рейман, прекращает существование. Его активы, скорее всего, будут выкуплены самим Рейманом с партнерами – за исключением разработчика ПО Mandriva

Фонд NGI сообщил, что «завершил этап активного инвестирования и управления компаниями, специализирующимися на свободном программном обеспечении на базе Linux». В ближайшее время он продаст активы и вернет средства инвесторам. Валовая внутренняя норма рентабельности инвестиций (IRR) составила 20%, говорит основатель и управляющий директор фонда Артур Акопьян.

Фонд был создан в 2008 г., его объем составил 20 млн евро. За четыре года он инвестировал во французскую Mandriva (разработчик одного из самых популярных Linux-дистрибутивов), в российского разработчика софта «Роса» и в системного интегратора «Пингвин софтвер», который в 2011 г. сдал Минкомсвязи прототип операционной системы для госучреждений и организаций. На базе этого прототипа Минкомсвязи планировало создать российский аналог Windows – операционную систему на базе Linux. В 2010 г. выяснилось, что один из инвесторов фонда – Рейман.

Скорее всего, активы NGI будут выкуплены его инвесторами, говорит источник, близкий к фонду. «Пингвин софтвер» и «Роса» продолжат работать в прежнем режиме, рассчитывает их сооснователь и гендиректор «Пингвин софтвер» Дмитрий Комиссаров. Благодаря сотрудничеству с командой NGI общая выручка этих компаний в 2012 г. удвоится до 500 млн руб. ($16 млн), говорит он, приводя для сравнения оборот Canonical, выпускающей самый популярный в мире Linux-дистрибутив Ubuntu, – $40–45 млн в год.

Один из активов NGI – Mandriva – выбыл из-под контроля фонда: эта компания, акции которой некогда торговались на бирже, а затем столкнувшаяся с угрозой банкротства и выстоявшая в основном благодаря NGI, вывела свой основной продукт – операционную систему Mandriva Linux – в некоммерческое партнерство, напоминает близкий к фонду источник (Mandriva сообщала об этом в июле 2012 г.). Всего, по его словам, NGI вложил в Mandriva чуть более $4 млн: эти инвестиции не вернулись, зато косвенно помогли развитию «Пингвин софтвер» и «Росы». Но вложения в Mandriva будут списаны не полностью, говорит источник: ее перспективное бразильское подразделение Connectiva осталось у фонда и будет выкуплено инвесторами.

Классические венчурные фонды создаются на длительные периоды и первые четыре-пять лет только инвестируют в проекты, а о выходе из них задумываются гораздо позже, говорит партнер фонда Runa Capital Андрей Близнюк. Возможно, инвестиции NGI оказались не очень успешными и основной акционер решил выкупить доли партнеров, предполагает гендиректор Центра трансфера технологий РАН и «Роснано» Алексей Гостомельский. В целом показатель IRR в 20% годовых для венчурного фонда не очень впечатляет, учитывая, что инвестиции делались в разгар кризиса, когда активы были дешевы, говорит он: хорошая доходность для такого фонда – не менее 30% годовых.

Получить комментарии Реймана вчера не удалось.