МТС выбыла из TOP-3 участников рынка широкополосного доступа

В III квартале 2012 г. МТС выбыла из первой тройки российских операторов фиксированного широкополосного доступа в интернет. Третье место в России по числу абонентов занял региональный оператор «Эр-телеком холдинг»

Последний год МТС была сосредоточена в основном на покупке небольших ШПД-операторов в регионах, а «Эр-телеком» строит сети с нуля, отмечает Кусков. Кроме того, МТС ведет модернизацию сетей – компания больше сосредоточена на улучшении качества обслуживания абонентов, чем на подключении новых клиентов. К тому же интегрировать приобретенные активы в свой состав непросто, говорит Кусков. Изменение позиции МТС на рынке ШПД – не проблема для оператора, а говорить об утрате ею лидерства пока преждевременно, считает директор по развитию телекоммуникационных активов группы компаний «Мортон» Алхас Мирзабеков. В III квартале МТС сосредоточилась на развитии сетей 3G и 4G – возможно, развитие услуг ШПД отошло для нее на второй план, предполагает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович.

В начале октября «Эр-телеком» обслуживал 2,27 млн абонентов широкополосного доступа в интернет (ШПД), МТС – 2,18 млн, говорится в отчете компании Telecomdaily. По итогам II квартала 2012 г. МТС и «Эр-телеком» обслуживали 2,131 млн и 2,130 млн абонентов соответственно. То есть «Эр-телеком» стал третьим по числу абонентов фиксированного ШПД, а МТС заняла четвертое место (см. график). По данным аналитиков AC&M-Consulting, эта рокировка произошла еще во II квартале 2012 г.

«Эр-телеком» быстро наращивал абонентскую базу за счет активного строительства сетей в регионах, объясняет гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. Кроме того, большой популярностью в регионах пользуются его комплексные тарифы на услуги интернета и телевидения. В 2010–2012 гг. «Эр-телеком» вышел на рынки 26 городов – инвестиции в построенные там сети начали приносить результат, говорит гендиректор оператора Андрей Семериков. Если в первом полугодии 2012 г. «Эр-телеком» подключал 20000–30000 абонентов в месяц, то сейчас – более 70000, рассказывает он. Сейчас у «Эр-телекома», по собственным данным, – около 2,29 млн абонентов ШПД.

По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, в конце II квартала у МТС было 2,265 млн абонентов фиксированного ШПД. Данные III квартала он не раскрыл. «МТС фокусируется на развитии цифрового телевидения и увеличении абонентской базы за счет расширения географического охвата», – говорит он.

Количество абонентов – не показатель эффективности бизнеса: за агрессивный рост клиентской базы «Эр-телеком» расплачивается отрицательным показателем OIBDA, говорит представитель одного из конкурентов «Эр-телекома». Оператор наращивал абонентскую базу не в ущерб рентабельности – например, тарифы на услуги остались прежними, парирует Семериков.