Узбекская «дочка» российского оператора МТС избежала национализации

Узбекскую «дочку» российского оператора МТС не будут национализировать. Узбекские власти готовы взять деньгами – освободив компанию от ареста, ее обязали заплатить около $600 млн
С. Портер/ Ведомости

Компания надеется, что ей удастся добиться снижения присужденных ей выплат, говорит источник в АФК «Система», контролирующей МТС. Он считает, что вчерашнее решение – лишь «первый шаг регулятора и компании навстречу друг другу». В скором времени АФК и МТС попытаются вернуть свои лицензии для того, чтобы продолжить работу на «самом густонаселенном» рынке Средней Азии, обещает он.

Цена процесса. 1,8

$ млрд. в такую сумму обошлась МТС история с «Уздунробитой» (списанные инвестиции плюс резерв на удовлетворение претензий различных узбекских органов). До отключения услугами «Уздунробиты» пользовались 9,3 млн человек (это 39% всего рынка сотовой связи Узбекистана). Выручка МТС в Узбекистане в 2011 г. составила $441 млн – 3,6% от консолидированной.

Апелляционная коллегия Ташкентского городского суда по уголовным делам частично удовлетворила жалобу четырех менеджеров узбекской «дочки» МТС – компании «Уздунробита», отменив решение суда низшей инстанции об аресте и национализации ее имущества. Об этом вчера сообщила МТС. Однако называть это полной победой оператора нельзя: суд потребовал от «Уздунробиты» в течение восьми месяцев перечислить в бюджет Узбекистана около $600 млн (денежный эквивалент стоимости ее активов). Суд также согласился сделать «Уздунробиту» гражданским ответчиком по уголовному делу ее менеджеров, что позволяет компании участвовать в процессе и самостоятельно обращаться в вышестоящие инстанции.

Проблемы МТС в Узбекистане начались еще летом. Ее сети были отключены 18 июля за «неоднократные и систематические грубые нарушения и невыполнение предписаний» узбекского агентства связи (в частности, агентство выявило незарегистрированные базовые станции). «Уздунробита» должна была вновь заработать в ноябре, но уже в августе у нее по решению суда отобрали лицензии. А в сентябре Ташкентский городской суд по уголовным делам постановил конфисковать имущество «Уздунробиты» – он действовал по иску местной генпрокуратуры, которая заявила, что руководство «дочки» МТС участвовало в организации финансовых махинаций. Изначально суд оценил имущество МТС в $700 млн, включая около $180 млн на счетах. Параллельно генпрокуратура, налоговые и антимонопольные органы Узбекистана предъявили компании и ее менеджерам претензии в общей сложности более чем на $1,35 млрд (каждый – по своей линии).

Россия ответила на эти претензии асимметрично. В конце сентября стало известно, что Следственный департамент МВД возбудил уголовное дело по ст.178 УК РФ («недопущение, ограничение или устранение конкуренции»). По версии следствия, конкуренты вытеснили с рынка «Уздунробиту», используя административный ресурс. А в начале ноября был наложен арест на трехуровневую квартиру старшей дочери президента Узбекистана Ислама Каримова в жилом комплексе «Камелот» в Москве. Источник в следственных органах рассказывал «Ведомостям», что этот арест не имеет отношения к делу, возбужденному Следственным департаментом, но к какому имеет, не сказал.

Телефоны ташкентского суда вчера вечером не отвечали.

Уголовное законодательство стран бывшего СССР, включая Узбекистан, построено на нормах советского времени, которые не позволяют привлекать к уголовной ответственности юридическое лицо, говорит адвокат Юрий Гервис. Поэтому решение уголовного суда о национализации «Уздунробиты» по делу, возбужденному в отношении ее сотрудников (а не учредителей), само по себе было довольно странным.