Статья опубликована в № 3271 от 24.01.2013 под заголовком: Борьба за астероиды

Американцы пустят астероиды в переработку

У Planetary Resources, планирующей добывать на астероидах воду, платину и золото, появился конкурент. Deep Space Industries планирует не только осваивать запасы астероидов, но и перерабатывать их
Прослушать этот материал
Идет загрузка. Подождите, пожалуйста
Поставить на паузу
Продолжить прослушивание

Калифорнийская Deep Space Industries (DSI) объявила, что ищет инвесторов для финансирования проекта, нацеленного на промышленное освоение астероидов. Вблизи Земли обнаружено около 9500 астероидов, говорится на сайте DSI, и каждый год находят еще около 1000. На многих из них обнаружены запасы льда, металлов (например, никеля) и газов – в частности, метана, который можно использовать в производстве топлива для спутников. Этим и собирается заняться DSI. В 2015 г. она обещает запустить на околоземную орбиту первый космический аппарат Firefly («Светлячок») с целью исследовать ближайшие к Земле астероиды. Далее в космос отправится миниатюрный (размером с ноутбук и весом около 25 кг) спутник Dragonfly. Далее компания планирует организовать добычу на астероидах воды и ископаемых.

Впоследствии, возможно, будет налажена их переработка в топливо для спутников и в иные компоненты, востребованные космическими аппаратами и станциями (например, элементы для солнечных батарей). DSI планирует использовать технологию 3D-печати на основе металлов, например никеля.

В этом году DSI привлечет $3 млн, а в следующем – еще $10 млн, рассказал «Ведомостям» гендиректор компании Дэвид Гамп. Если добавить к этому платежи потенциальных клиентов – космических агентств (для которых DSI может собирать данные) и корпоративных спонсоров, то на экспедицию Firefly денег хватит, говорит он. Позже, когда речь пойдет о промышленной разработке астероидов, их потребуется больше, и тут-то должны помочь инвесторы (переговоры с некоторыми из них уже стартовали) и новые заказчики – например, спутниковые компании, заинтересованные в продлении сроков жизни спутников на орбите, рассуждает Гэмп. Каждый месяц дополнительного обслуживания спутника будет стоить им, по его оценке, $5–8 млн.

Похожий проект анонсировала в апреле 2012 г. другая американская компания – Planetary Resources. Она собирается уже в 2014 г. послать в космос исследовательские спутники, а в 2022 г. начать на астероидах добычу воды и металлов платиновой группы (в том числе золота). Богатые водой астероиды станут «трамплином» для освоения глубокого космоса, снабжая орбитальные «заправочные станции» топливом и водой, говорил «Ведомостям» представитель российского соинвестора этого проекта – управляющий партнер I2BF Global Ventures Илья Голубович: доступ к запасам воды в космосе существенно удешевит космические полеты.

Среди инвесторов Planetary Resources гендиректор Google Ларри Пейдж и председатель совета директоров Google Эрик Шмидт, бывший сотрудник Microsoft и космический турист Чарльз Симони, режиссер Джеймс Кэмерон. А основателями Planetary Resources стали Питер Диамандис, учредивший фонд X-Prize, который в 2004 г. выплатил $10 млн за полет в космос первого частного пилотируемого корабля SpaceShipOne, и Эрик Андерсон, чья Space Adventures организует частные полеты на Международную космическую станцию (МКС). Основатели DSI не менее авторитетны в космической отрасли: председатель совета директоров Рик Тамлинсон, тоже соучредитель X-Prize, организовывал полет на МКС первого космического туриста Денниса Тито и руководил командой, организовавшей продажу площадей российской станции «Мир». А Гамп известен как основатель трех компаний, занимающихся коммерциализацией космического пространства, – в частности, Astrobotic Technology, осваивающей ресурсы Луны.

Ученые, опрошенные британской газетой The Guardian, считают планы DSI технически реализуемыми, но их коммерческий успех – делом отдаленного будущего. Разработка астероидов может стать экономически прибыльной через десятилетия, когда запасы некоторых веществ на Земле станут иссякать и их стоимость вырастет, приводит газета мнение ученого из Лондонского университета в Беркбеке Йена Кроуфорда. До тех пор проектирование и добыча ресурсов в астероидах будут слишком сложным и дорогим делом, согласен профессор Оксфордского университета физик Фред Тейлор.

Частный бизнес вовлекает космос в орбиту своих интересов и эту тенденцию можно только приветствовать, говорит управляющий партнер Almaz Capital Александр Галицкий. Но сам он стал соинвестором другого проекта, связанного с наблюдением за астероидами Солнечной системы и отслеживанием их местоположения, – Foundation B612. Цель проекта – предупредить катастрофы, которые возможны в случае приближения астероидов к Земле: это проект некоммерческий, но интересный «по-человечески», объясняет Галицкий.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать