«Роснано» проведет юридическую реогранизацию
«Роснано», два года назад преобразовавшаяся из госкорпорации в акционерное общество, задумалась о новой реформе. Речь может идти о превращении в ограниченное партнерствоПрямая речь. Анатолий Чубайс
ОАО «Роснано»
«Роснано» обсуждает с государством и потенциальными частными акционерами свое возможное преобразование в новую правовую форму, аналогичную тем, в которых работают мировые венчурные фонды и фонды частных инвестиций – general partnership / limited partnership (GP/LP). Об этом заявил в опубликованном вчера интервью «Интерфаксу» председатель правления «Роснано» Анатолий Чубайс. Это обсуждение стало одной из причин переноса срока частного размещения 10% акций, первоначально намеченного на конец 2012 г., сказал он. Сейчас планируется, что размещение состоится между мартом и июнем 2013 г.
В российском законодательстве аналоги GP/LP появились около года назад с принятием законов об инвестиционном товариществе и хозяйственном партнерстве. Одним из инициаторов разработки этих законов выступила как раз «Роснано» наряду с Российской венчурной компанией (РВК). Из пояснительных записок к этим законам следует, что обе формы более гибкие, чем традиционные акционерные общества: например, они позволяют участникам вносить деньги в капитал не сразу, а поэтапно (через так называемые commitments), а в их уставе можно оговаривать права участников, непропорциональные размеру их долей. Правда, инвестиционное товарищество не подразумевает образования юридического лица.
Форма GP/LP дает возможность отделить финансирование от управления: неквалифицированные инвесторы становятся ограниченными партнерами, не участвующими в управлении, а инвестиционные решения принимает квалифицированный управляющий партнер по определенным правилам, причем вместе с правами различается и ответственность партнеров, объясняет управляющий партнер Runa Capital Дмитрий Чихачев. Форма партнерства больше подходит для фонда, где управление коллегиальное и решения принимаются инвестиционным комитетом, в отличие от акционерного общества, где гендиректор принимает решения единолично, говорит управляющий партнер Almaz Capital Александр Галицкий. С новыми российскими организационными формами Чихачев и Галицкий не знакомы, так как работают в России через фонды, зарегистрированные за рубежом.
Скорее речь идет об изменении идеологии управления «Роснано», чем о юридической реорганизации, считает директор департамента инвестиций РВК Ян Рязанцев. Новые организационные формы плохо приспособлены для такой крупной корпорации, как «Роснано»: инвестиционное партнерство создавалось под небольшие фонды, инвестирующие в проекты на ранней стадии, а хозяйственное партнерство – под стартапы, объясняет он.
«Роснано» уже пережила реорганизацию: в 2011 г. компания из госкорпорации была преобразована в акционерное общество. Это преобразование задумывалось первым в серии реорганизации госкорпораций, но так и осталось единственным. Зато это помогло «Роснано» разместить в 2012 г. облигации на 33 млрд руб., а также начать поиск инвесторов в преддверии размещения допэмиссии в 10% акций. По словам Чубайса, пул инвесторов уже сформирован, среди них есть ведущий инвестор «с авторитетным именем», а также полугосударственные и частные структуры – как европейские, так и азиатские.