Продажи музыки в России упали на треть

С российским музыкальным рынком что-то неладно: платных музыкальных сервисов все больше, а доходы авторов и музыкантов все ниже, тревожатся американские правообладатели. Часть вины за это они возлагают на соцсеть «В контакте»
Легальный музыкальный рынок в России практически поглощен теневым, тревожится RIAA/ Д.Абрамов/ Ведомости

Американская ассоциация звукозаписывающих компаний (RIAA) опубликовала отчет, из которого следует: в России и Китае пиратская индустрия практически поглотила легальный рынок музыки. По данным исследования, общий объем российского музыкального рынка в денежном выражении снизился в 2011 г. на 30% до $76 млн – это даже меньше, чем в Польше. Это происходит, несмотря на обилие в России платформ с легальной музыкой, таких как «Билайн», Deezer, iviMusic, площадка «Мегафона», mp3.ru, MTS, muz.ru, Nokia Music, Tele2, Vevo, Zvooq, iTunes и «Яндекс.Музыка», удивляется RIAA.

По мнению ассоциации, плачевная ситуация на российском музыкальном рынке во многом сложилась по вине крупнейшей социальной сети рунета «В контакте», которая в отчете названа одной из самых крупных пиратских площадок мира. Задача российского регулятора – предотвратить доступ к размещенному на ее страницах противозаконному контенту, считает RIAA.

«В контакте» оперативно удаляет спорные материалы в соответствии с российскими законами и международными принципами DMCA, парирует основатель и гендиректор социальной сети Павел Дуров. По его мнению, представителей организаций вроде RIAA «сбивает с толку» тот факт, что на страницах «В контакте» можно найти в свободном доступе огромное количество качественной студийной музыки. Причина этого простая, объясняет Дуров: очень немногие исполнители и их продюсеры присылают запросы на удаление принадлежащей им музыки из «В контакте». При этом Дуров обращает внимание на то, что в топе продаж недавно открывшегося в России онлайн-магазина iTunes находятся те поп-звезды, которые активно присутствуют во «В контакте» – и лично, и в виде свободно прослушиваемых аудиозаписей. «Те редкие исполнители, которые настаивали на удалении своих композиций из социальных сетей, топовыми позициями в рейтинге наиболее продаваемых авторов на iTunes похвастаться не могут», – утверждает Дуров. Именно по этим причинам, считает он, все больше музыкантов добровольно выкладывают свои аудиозаписи для прослушивания «В контакте».

Основатель ресурса Zvuki.ru Соня Соколова считает, что российская музыкальная индустрия на протяжении последних лет страдает не только и не столько из-за пиратства, сколько из-за нежелания самих исполнителей работать с лейблами. Большинство современных музыкантов расценивают свои записи как рекламу живых выступлений, поэтому размещают их на общедоступных ресурсах, часто бесплатно, констатирует Соколова. Основатель магазина Fidel.ru (закрылся в прошлом году) Борис Голиков отмечает, что дело еще и в правообладателях, которые не способствуют развитию платных сервисов в России: часто они ставят ресурсам те же условия, что и своим американским партнерам, а это делает и без того финансово невыгодное сотрудничество невозможным.

В 2012 г., как и в 2011 г., в российской музыкальной индустрии прорыва не случилось, считает Голиков: новых ресурсов, кроме iTunes, не появилось – и рынок продолжал сужаться. С этим утверждением соглашается и гендиректор «Гала рекордз / EMI» Александр Блинов, называя оценку RIAA «вполне справедливой». Вместе с тем он не считает ситуацию плачевной: многие ресурсы, которые содержат пиратский контент, постепенно соглашаются заменять его на легальный.