Vimpelcom хочет купить телекоммуникационные активы в Канаде

Vimpelcom Ltd. изучает возможность покупки телекоммуникационных активов в Канаде. Лучше бы оператор уделял побольше внимания ключевому рынку – российскому, говорят аналитики

На конец III квартала 2012 г. соотношение чистый долг / EBITDA у Vimpelcom составляло 2,24, отмечает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович. У крупнейшего российского сотового оператора – МТС оно равнялось 1,4, у «Мегафона» – чуть более 1. Вряд ли Vimpelcom планирует покупать в Канаде крупный актив – скорее всего, дело ограничится несколькими десятками миллионов долларов и не повлияет на долг Vimpelcom, предполагает Венгранович.

Vimpelcom Ltd.

Международный оператор. Акционеры: Altimo – 47,85% голосующих акций, Telenor – 42,95%, остальное торгуется на биржах. Капитализация – $19,3 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 9 месяцев 2012 г.): выручка – $23,5 млрд, чистая прибыль – $488 млн.

У Vimpelcom Ltd. есть «интересные возможности» для развития бизнеса в Канаде, заявил агентству Bloomberg гендиректор холдинга Джо Лундер. Vimpelcom может рассмотреть приобретение активов для расширения присутствия на канадском рынке. О каких активах идет речь, Лундер не уточнил. Представители Vimpelcom не ответили на запрос «Ведомостей».

Аналитики затруднились предположить, какой из канадских сотовых активов может заинтересовать Vimpelcom. По данным Канадской комиссии по радио- и телевещанию и телекоммуникациям, в 2011 г. 93% абонентов в стране обслуживали три крупнейших оператора – Rogers, Telus Mobility и Bell Mobility. C 2008 г. на канадском рынке работает сотовый оператор Globalive Wireless (бренд Wind Mobile), 32% голосующих акций которого владеет «дочка» Vimpelcom – Orascom Telecom Holding (OTH). Wind Mobile обслуживает около 600 000 (чуть более 2%) канадских сотовых абонентов. В январе 2013 г. OTН объявила, что договорилась о выкупе 66,7% акций Wind Mobile у канадского предпринимателя Энтони Лакавера, он получит за пакет $15 млн наличными плюс ряд активов.

Лучше было бы Vimpelcom сосредоточиться на российском рынке, считает он. Россия остается для Vimpelcom ключевым рынком и по деньгам – в III квартале 2012 г. на ее долю пришлось около 40% выручки ($,5,74 млрд), – и по абонентам (у российской «дочки» – «Вымпелкома» – их 56,1 млн).

Между тем именно в России оператор теряет позиции. В 2010 г. «Мегафон» оттеснил «Вымпелком» со второго на третье место по числу абонентов. Более того, в 2012 г. доля «Вымпелкома» на российском рынке (по количеству обслуживаемых абонентов) незначительно снизилась. По итогам 2011 г. она составляла 25%, по итогам 2012 г. – уже 24% (данные AC&M-Consulting).

Международная экспансия Vimpelcom отвлекает силы и ресурсы холдинга, что настораживает инвесторов: ему следует сфокусироваться на основном для него рынке, в России, считает заместитель управляющего директора фонда Kazimir Partners Мансур Маммадов. Очевидно, что развитие бизнеса Vimpelcom в России идет более эффективно, чем за ее пределами, считает он. Это можно объяснить тем, что Россия для Vimpelcom – базовый рынок: на нее приходится большая часть доходов оператора, из российского бизнеса вышел его топ-менеджмент, здесь базируется его основной акционер Altimo, объясняет Маммадов.

Vimpelcom уже приходилось уходить с рынков за пределами России, например из стран Юго-Восточной Азии. В марте 2012 г. Vimpelcom пришлось списать $527 млн из-за переоценки стоимости активов во Вьетнаме и Камбодже, а месяц спустя он ушел из Вьетнама вовсе, не желая более совмещать статус миноритария местного сотового оператора GTel Mobile с ролью ее единственного инвестора.