Частоты «Антареса» и «большой тройки» могут перепрофилировать для связи с самолетами

Простаивающие частоты, выданные в свое время операторам «большой тройки» под сети 3G, предлагается использовать для интернет-доступа в самолетах. Сюда же могут добавить частоты, выделенные группе «Антарес» для 4G
Частоты, не нужные операторам, могут пригодиться пассажирам авиарейсов, сочли эксперты НИИР/ М.Лысцева/ ИТАР-ТАСС

Научно-исследовательский институт радио (НИИР) рекомендует Госкомиссии по радиочастотам (ГКРЧ) провести ревизию разрешений на использование частот 1900–2025 МГц, выданных МТС, «Мегафону» и «Вымпелкому» для строительства федеральных сетей 3G и группе операторов «Антарес» Евгения Ройтмана – для LTE. Эти частоты можно задействовать для организации беспроводной передачи данных на пассажирских самолетах, следует из отчета НИИР, с которым ознакомились «Ведомости».

Этот отчет описывает результаты исследования частот 108–2700 МГц, которое НИИР выполнял по заказу ГКРЧ, выданному в октябре 2012 г. Госкомиссия хотела выяснить, насколько загружены полосы в этом диапазоне, наиболее активно используемом операторами, чтобы понять, на каких еще частотах в будущем можно развивать мобильный широкополосный доступ в интернет (ШПД). НИИР счел, что в перспективе можно задействовать полосы общей шириной до 800 МГц, правда, пока большая их часть используется для транкинговой связи (300–450 МГц) и телевещания (470–694 МГц).

По сути, из отчета следует, что никаких новых частот для коммерческого использования выделить в ближайшее время не удастся, считает близкий к одному из операторов источник, знакомый с документом. Поэтому авторы отчета предлагают найти излишки частот, выделенные под мобильный ШПД, но реально операторами не используемые, и перепрофилировать их под другие технологии. В частности, НИИР предлагает объединить полосу 1900–1920 МГц, выданную в апреле 2008 г. группе операторов «Антарес» Евгения Ройтмана под общероссийскую сеть LTE, в пару с полосой 2010–2025 МГц, выигранной на конкурсе в 2007 г. компаниями «большой тройки» для федеральных сетей 3G, и использовать получившийся парный диапазон под технологию DA2GC, позволяющую оставаться на связи пассажирам самолетов (одна полоса для передачи сигнала, другая для приема).

«Большая тройка» запустила сети 3G еще в 2008–2009 гг., они работают на частотах 1920–1980 МГц и 2110–2170 МГц. Диапазон 2010–2025 МГц операторы не используют, ссылаясь на отсутствие оборудования, хотя, по словам представителя Huawei, такое оборудование существует – на нем работает, например, 3G-сеть China Mobile в Китае. А вот у «Антареса» на частотах 1900–1920 МГц работает тестовая LTE-сеть в Москве. Кроме того, компания борется за частоты в парном диапазоне 1980–2000 МГц – получив их, «Антарес» мог бы построить сеть 4G, в которой работали бы, в частности, последние модели iPhone и iPad от Apple.

Представитель МТС Ирина Агаркова считает, что обсуждать внедрение DA2GC на частотах, выделенных МТС под 3G, преждевременно: даже европейцы еще только рассматривают предложение использовать эту полосу для мобильного интернета в самолетах и окончательных решений еще нет. Кроме того, отнять у оператора выданные на конкурсе частоты можно только через суд, напоминает Агаркова. Полоса 2010–2025 МГц может использоваться и для других технологий, в частности для LTE, замечает источник в одной из компаний «большой тройки». «Вымпелком» еще изучает отчет НИИР, сообщила его представитель Анна Айбашева, отказавшись от дальнейших комментариев. Так же поступила и пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина. «Антарес» же «поддерживает идею НИИР предоставить компании «Антарес» эксклюзивное право предоставления такой нужной услуги, как интернет, в самолетах, в дополнение к наземному сервису», говорит Ройтман.

Отчет НИИР не руководство к действию, он нужен, чтобы ГКРЧ понимала, какие технологии и на каких частотах в перспективе можно будет внедрять в России, объясняет чиновник одного из профильных ведомств.

Представитель Минкомсвязи воздержался от официальных комментариев.