Вымпелком готовится к новой экспансии

Vimpelcom продает алжирского оператора Djezzy, ищет покупателя на канадскую Globalive Wireless и планирует новые крупные международные покупки
Основной владелец "Альфа-группп" Михаил Фридман, возможно, поможе Vimpelcom еще расширить бизнес/ А. Денисов/ РИА Новости

Vimpelcom готов расстаться с двумя активами. Канадская Globe and Mail сообщает, что Vimpelcom продает местную Globalive Wireless Management Corp. (бренд Wind Mobile); человек из Vimpelcom подтвердил это «Ведомостям». По сведениям газеты, подготовкой сделки занимается UBS, цена актива может составить $0,5–1 млрд. Сейчас «дочка» Vimpelcom – Orascom Telecom Holding (OTH) владеет только 32% голосующих акций Globalive, хотя в январе 2013 г. договорилась о выкупе еще 66,7% у канадского предпринимателя Энтони Лакавера.

Vimpelcom Ltd.

Международный оператор. Акционеры: Altimo – 47,85% голосующих акций, Telenor – 42,95%, остальное торгуется на биржах. Капитализация – $19,35 млрд. Финансовые показатели (US GAAP, 2012 г.): выручка – $23,06 млрд, чистая прибыль – $ 2,145 млрд.

В ближайшее время Vimpelcom может расстаться с долей (51%) в алжирской Orascom Telecom Algerie (бренд Djezzy). Правительство Алжира отменит санкции, действующие с 2010 г., когда компании запретили платежи в иностранной валюте и ввозить оборудование, в том числе sim-карты, из-за рубежа.

За это 51% Djezzy перейдет от OTH к алжирскому государству, а компания будет переименована из Orascom Telecom Algerie в Optimum Telecom Algeria, сообщила алжирская газета Al-Fadjr со ссылкой на переписку правительственных структур с Банком Алжира и компанией.

В сентябре 2011 г. юридическая фирма Shearman & Sterling International Affairs, нанятая правительством Алжира, оценивала Djezzy в $7 млрд. В 2012 г. сообщалось об оценке Djezzy минфином Алжира на уровне $6,5 млрд.

На днях Vimpelcom выпустил годовой отчет, в котором сообщил, что продолжает продуктивные переговоры с Алжиром о продаже 51% Djezzy, и напомнил, что по условиям договоренности с властями этой страны даже после сделки он сохранит операционный контроль над алжирским оператором и будет вправе учитывать его финансовые показатели в своей отчетности.

Однако в обозримой перспективе Vimpelcom планирует не только продавать, но и приобретать телеком-активы по всему миру, рассказал «Ведомостям» высокопоставленный источник в «Альфа-групп» (одна из структур «Альфы» – Altimo – владеет 47,9% голосующих акций Vimpelcom Ltd.). По его словам, стратегия оператора предполагает превращение в по-настоящему крупного международного игрока.

Человек, близкий к самому Vimpelcom, дополняет, что основная задача оператора – существенно увеличить стоимость бумаг (в пятницу вечером одна акция Vimpelcom стоила на Нью-Йоркской фондовой бирже $11,84), но не говорит, на сколько именно. Компанию интересуют не развивающиеся активы, а сформировавшиеся операторы с ощутимой долей на локальных рынках, рассказывает близкий к Vimpelcom человек. Оплачивать покупки Vimpelcom планирует, по его словам, как из собственных средств (по состоянию на конец 2012 г. на счетах у Vimpelcom Ltd. имелось $4,95 млрд), так и при помощи займов, которые оператору, возможно, предоставит один из его акционеров. Представители крупнейших совладельцев Vimpelcom – Altimo и норвежской Telenor – вчера не стали это комментировать.

Официальный представитель Vimpelcom Бобби Лич отказался комментировать какую бы то ни было информацию о переговорах по продаже или покупке активов и заявил, что пока компания сосредоточена на текущей операционной деятельности.

По итогам 2012 г. Djezzy обеспечила 9% консолидированных доходов Vimpelcom (год она завершила с $1,98 млрд выручки) и эта потеря может быть ощутимой для оператора, говорит аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Иное дело канадский актив – он не приносит Vimpelcom и 1% выручки. Свободные средства, в том числе от продажи активов, Vimpelcom мог бы использовать для выплаты дополнительных дивидендов, считает Либин.

А вот покупать новые активы компании с долговой нагрузкой в $26 млрд будет тяжело, считает старший аналитик ИФК «Метрополь» Евгений Голосной. Соотношение долга к 12-месячному показателю EBITDA у Vimpelcom сейчас – 2,2, назвать его комфортным нельзя, согласен Либин. Правда, у европейских операторов этот показатель находится примерно на том же уровне, что и у Vimpelcom, но у российских (а на Россию в 2012 г. пришлось 40% консолидированной выручки Vimpelcom) он составляет всего 1–1,5. Приобретения активов с большим устойчивым бизнесом могут содействовать даже уменьшению коэффициента «долг/EBITDA», парирует человек, близкий к Vimpelcom.