Борьба с пиратами поможет ВВП

Рост рынка лицензионного ПО на 1% увеличил бы ВВП России на $1,1 млрд – вдвое больше, чем при таком же росте контрафакта, подсчитала ассоциация BSA

Если российский рынок ПО увеличится на 1% благодаря продажам лицензионного софта, ВВП страны вырастет на $1,1 млрд – вдвое больше, чем если аналогичный рост рынка ПО был бы обеспечен продажами пиратских программ. Такой вывод содержится в исследовании Ассоциации производителей делового ПО (Business Software Alliance, BSA) и бизнес-школы Insead. По их оценке, общемировой прирост производства при увеличении рынка ПО на 1% за счет легальных программ составит $73 млрд, а за счет пиратских программ – всего $20 млрд.

Использование контрафакта делает бизнес более уязвимым для вирусных атак и других угроз: пиратские копии не дают ни доступа к обновлениям и исправлениям программ, ни права на техподдержку, пишут авторы исследования. Российским властям вместе с правоохранительными органами и представителями IT-индустрии следует продвигать лицензионное ПО, считает представитель BSA Алексей Черный. Он уточнил, что авторы исследования исходили из данных BSA и аналитической компании IDC.

В этих расчетах необходимо учитывать еще и мобильные устройства, уверен вице-президент ассоциации «Русский щит» Олег Яшин. Правда, BSA фокусируется на ПО для бизнеса, а российские корпорации пока еще не начали переходить на смартфоны и планшеты. «Но говорить об общем уровне пиратства на базе этих цифр (т. е. без учета софта для мобильных устройств. – «Ведомости») некорректно», – считает Яшин. По оценке известного интернет-аналитика Мэри Микер, во II квартале 2013 г. количество подключенных к интернету смартфонов и планшетов во всем мире должно превзойти парк компьютеров с доступом в интернет.

Представитель антивирусной компании «Доктор Веб» Кирилл Леонов считает, что доказать большую уязвимость контрафактных программ для вирусов очень сложно, а во многих случаях и невозможно – например, если пользователь раздобыл у пиратов ключ для активации ПО.

Для борьбы с пиратством подходит модель freemium, когда программа бесплатна, а пользователь платит за дополнительные сервисы, считает гендиректор российской компании – разработчика игр для мобильных устройств Game Insight Алиса Чумаченко. «Мы верим, что на рынке развлечений все будет бесплатно», – говорит она. По словам Чумаченко, для Game Insight пиратство не проблема, а дополнительный канал распространения программ. Она считает, что крупные разработчики программ, например Microsoft, могли бы найти более современные бизнес-модели для распространения своих программ вместо продажи коробок. Подобные эксперименты уже проводят некоторые крупные разработчики программ. Например, Adobe объявила в мае о том, что будет распространять только по подписке новые версии популярной программы для работы с изображениями Photoshop и другие программы пакета Creative Suite. Годовая подписка на весь пакет стоит 18 000 руб., в коробках все программы пакета стоили около 94 000 руб.