Депутаты приняли антипиратский закон


Государственная дума приняла во втором и третьем чтениях поправки в Гражданский кодекс (ГК), создающие схему блокировки интернет-страниц и сайтов за нелегальные копии фильмов и сериалов.

По действующему законодательству, обнаружив пиратскую копию своей продукции на сайте, продюсерская компания или прокатчик обращается к владельцу сайта, если он не удаляет видео добровольно, правообладатель подает иск в суд, и начинается судебное разбирательство. До сих пор продюсерской компании или телекомпании ни разу не удалось добиться окончательного решения в свою пользу по таким искам.

По новому законодательству владельцу прав на фильмы и сериалы не надо будет доказывать свою правоту в суде и ждать несколько месяцев до вынесения решения: он сможет добиться блокировки сайта-нарушителя еще до начала судебных разбирательств, если предоставит Мосгорсуду документы, подтверждающие права на видео и факт нелегального размещения контента.

Согласно поправкам в ГК для блокировки пиратского ресурса правообладателю следует обратиться в Мосгорсуд (для этой цели определен единственный суд в стране) с заявлением о нарушении своих прав. Суд проверяет документы заявителя и выносит определение о предварительном обеспечении прав на фильм. Позиция владельцев сайта при этом не запрашивается. С определением правообладатель обращается в Роскомнадзор, а тот в течение трех дней ищет хостинг-провайдера, на серверах которого находится сайт нарушителя, и отправляет ему уведомление.

Хостинг-провайдер уведомляет владельца сайта в течение суток, а владелец сайта еще за сутки обязан удалить требуемый контент. Если он отказывается, то хостинг-провайдер обязан ограничить доступ к сайту. Если хостинг-провайдер отказывается от блокировки или не реагирует, информация о сайте-нарушителе отправляется операторам связи, которые обязаны ограничить доступ к ресурсу. Примерно по такой схеме, только без участия суда, сейчас работает блокировка и внесение в черный список сайтов, на которых обнаружены детское порно, пропаганда наркотиков и самоубийств.

Если владелец сайта не признает претензии правообладателя, оспорить определение о блокировке он сможет, только когда начнутся судебные разбирательства. У правообладателя есть 15 дней после вынесения определения, чтобы подать иск в суд и требовать компенсации за нарушение своих прав. Эти нормы начинают действовать 1 августа.

Никто из опрошенных «Ведомостями» кинокомпаний и телеканалов не собирается сразу после 1 августа идти в суд. Но большая часть из них считает, что новые нормы хорошо сработают как превентивная мера. «Мы видим на практике, как само обсуждение проекта стимулирует большие интернет-компании удалять весь левый контент со своих сайтов, — говорит гендиректор “Амедиа” Александр Акопов. — Даже такие упорные ребята, как “В контакте”, теперь предоставляют правообладателям все возможности по зачистке видео».

Рассмотрение антипиратского закона было быстрым и непрозрачным, жалуются интернет-компании. Очень грустно, что в своем законотворчестве депутаты предпочитают защищать коммерческие интересы группы правообладателей и не интересуются проблемами, с которыми столкнутся и интернет-компании, и пользователи интернета, резюмирует представитель «Яндекса» Очир Манджиков.

«На наш взгляд, законопроект в таком виде является бомбой замедленного действия не только для интернет-индустрии, но и для самих правообладателей, которые уже используют легальные платформы для монетизации своего контента», - говорит представитель Google. По его словам, процедуры блокировки, предусмотренные в законе, создают почву для злоупотреблений со стороны недобросовестных заявителей в отношении своих конкурентов и не дают возможности пользователям заявить о своих правах и оспорить требования таких заявителей в случае использования контента в допустимых пределах, например, при цитировании или при использовании работ в общественном достоянии. «Правообладателям, работающим с YouTube, например, отлично известно, что в рамках досудебного урегулирования мы блокируем контент, нарушающий авторские права», - добавляет он.