Госдума может запретить торговлю sim-картами на улицах с лотков и стоек

Госдума готовится запретить торговлю sim-картами на улицах – с мобильных стоек и лотков. В результате операторы рискуют лишиться одного из самых выгодных каналов продаж
По новым правилам все точки, где продаются sim-карты, должны быть оснащены копировальной техникой и сейфом/ А. Астахова/ Ведомости

В законе нет четкого определения, что считать нестационарным объектом, сетует пресс-секретарь «Мегафона» Юлия Дорохина. Это может привести к закрытию многих павильонов, которые используются на временных условиях, в том числе на основании аренды, опасается она.

Комитет Госдумы по информационной политике, информационным технологиям и связи рекомендовал нижней палате парламента принять в первом чтении законопроект, ужесточающий правила продажи sim-карт в России, рассказал вчера один из авторов документа – вице-спикер Госдумы Сергей Железняк «Интерфаксу», – ожидается, что депутаты приступят к обсуждению проекта уже на следующей неделе. По новым правилам оператор или уполномоченное им для заключения договора об оказании услуг лицо должны будут использовать помещения или части помещений, находящиеся в собственности, хозведении, оперативном управлении или в аренде, а также оборудованные торговые места на территории стационарных торговых объектов. Продажа sim-карт с рук и на нестационарных объектах – с лотков и мобильных стоек – будет запрещена. Все точки, где продаются sim-карты, должны быть оснащены копировальной техникой и сейфом – оборудованием, необходимым для того, чтобы копировать и хранить персональные данные абонентов, объяснил Железняк «Ведомостям».

Если Госдума одобрит документ, он вступит в силу с 1 января 2014 г.

Ужесточение требований к продажам контрактов связано в том числе с тем, что большая часть звонков от мобильных мошенников или террористов поступает с нелегально приобретенных sim-карт, говорит Железняк. Он добавляет, что законопроект разрабатывался при участии бизнеса – Роскомнадзор обсуждал его с операторами еще на стадии идеи в прошлом году.

Представитель «Tele2 Россия» Ирина Рыбакова говорит, что мобильные стойки в последнее время используются оператором все реже – потребители предъявляют более высокие требования к сервису, стоимость аренды под такие стойки в местах с высоким трафиком растет. МТС называет мобильные точки продаж «вспомогательными каналами» по сравнению с другими инструментами привлечения абонентов: доля продаж через них незначительна, говорит представитель оператора Анна Ландер, но цифр не раскрывает.

Дилеры, которые работают через мобильные стойки и лотки, ежегодно продают от 12 до 15% контрактов, реализуемых в России, подсчитал гендиректор Telecomdaily Денис Кусков. При этом для самих операторов такой способ продажи наиболее выгоден, отмечает он: через ритейлеров типа «Евросети» и даже собственные торговые точки привлечение одного абонента традиционно обходится втрое, а то и впятеро дороже. Закон в том виде, в котором он сейчас обсуждается, может привести к тому, что операторы вынуждены будут чаще обращаться к ритейлерам, – т. е. рынок будет монополизироваться.

Предлагаемый запрет вызывает у «Вымпелкома» беспокойство, говорит представитель оператора Анна Айбашева. По ее словам, через небольшие торговые точки в основном обслуживаются жители малых или удаленных населенных пунктов, поэтому сокращение точек приведет как к монополизации рынка крупными игроками, так и к ухудшению доступности продуктов и услуг связи и качества обслуживания. Соблюдение требований законодательства по идентификации абонентов возможно в любых точках продажи (независимо от ее стационарности и торговой площади), считает Айбашева.