В России упали продажи мобильных телефонов

По данным "Связного", это первое полугодичное снижение продаж после кризисного 2009 года
А.Махонин/ Ведомости

Продажи мобильных телефонов в России в первом полугодии 2013 г. по сравнению с январем - июнем 2012 г. в натуральном выражении снизились на 4% до 16,5 млн устройств, следует из отчета крупнейшего российского независимого сотового ритейлера «Связной». Это первое полугодичное падение продаж после кризисного 2009 года, отметила представитель «Связного» Мария Заикина.

При этом в денежном выражении в первом полугодии 2013 г. рынок вырос на 17% до 91,4 млрд руб. Тенденция к снижению продаж сотовых телефонов в штуках наметилась еще в I квартале 2013 г. и объясняется снижением спроса на обычные сотовые телефоны, следует из отчета «Связного». А в денежном выражении рынок растет за счет смартфонов: за первые шесть месяцев 2013 г. их продажи по сравнению с аналогичным периодом 2012 г. выросли в деньгах и в штуках на 47% (было продано 7 млн смартфонов на 73 млрд руб.). Их доля в общих продажах сотовых аппаратов составила 43% в натуральном выражении и 80% - в денежном. В то же время продажи обычных мобильных телефонов в натуральном и денежном выражении снизились в первом полугодии 2013 г. на 23 и 37% соответственно.

Снижение продаж сотовых телефонов в I квартале 2013 г. отметил и крупнейший российский сотовый ритейлер «Евросеть» (свои оценки первого полугодия он пока не представил). По данным «Евросети», в январе — марте 2013 г. в России было продано 8,6 млн сотовых телефонов (и обычных, и смартфонов), следует из ее отчета. Это на 8,1% меньше, чем в I квартале 2012 г. «Только по официальным данным, в 2012 г. инфляция в России составила 6,6%. Из-за этого покупатели с низким уровнем дохода, которые чаще всего покупают недорогие телефоны, отложили покупки», — рассказывал «Ведомостям» президент «Евросети» Александр Малис. Доля обычных телефонов на рынке постепенно сокращалась и раньше, отметил он, но стремительное падение продаж в этом сегменте произошло впервые. Это свидетельствует о надвигающейся рецессии: стагнация наблюдается и на других направлениях ритейла, кроме продуктового, объяснил Малис.

Смартфоны становятся доступнее и проникают в нижние ценовые сегменты: если по итогам первых шести месяцев 2012 г. они отсутствовали в ценовой категории до 3000 руб., то в первом полугодии 2013 г. их доля в этом сегменте составила 8%, подсчитал «Связной». Доли «умных» телефонов в сегментах 3000-5000 и 5000-7500 руб. увеличились на 16 и 22 п. п., составив 37 и 92% соответственно. При этом средняя стоимость смартфона не изменилась — по данным «Связного», она составляет 10 500 руб.