Twitter подал заявку на IPO

Сервис микроблогов оценивают от $9 млрд до $14,4 млрд
Daniel Acker/ Bloomberg

Сервис микроблогов Twitter подал заявку в американскую Комиссию по ценным бумагам и биржам (SEC). Размещение акций станет бизнес-вехой в семилетней истории Twitter, отмечает The Wall Street Journal. Документы на сайте SEC еще не появились, компания могла воспользоваться новыми правилами JOBS Act, согласно которым небольшие компании с выручкой менее $1 млрд могут подавать заявку на IPO конфиденциально, отмечает WSJ. Об IPO компания сообщила в микроблоге на собственном сайте, не нарушив ограничение в 140 символов на пост.

Ведущим андеррайтером размещения станет Goldman Sachs Group, говорят осведомленные источники издания. Один источник, знакомый с ситуацией, сказал, что к нему могут присоединиться и другие банки. Представитель Twitter отказался от комментариев.

Последняя крупная сделка с акциями Twitter прошла в начале 2013 г.: сотрудники компании продали акций на $80 млн фонду BlackRock. Во время этой сделки Twitter, по данным Bloomberg, была оценена в $9 млрд. Такая оценка ставит Twitter далеко позади Facebook, которая в момент размещения оценивалась примерно в $100 млрд. "Это, может быть, немного раньше, чем некоторые предполагали. Многие люди ожидали этого в I квартале следующего года", - отметил Мак Картер, президент JMP Group. "В этом году рынок IPO для связанных с технологиями компаний просто потрясающий", - добавил он.

За день до объявления об IPO акции компании были оценены на вторичном рынке примерно в $26-28. Таким образом, Twitter может быть оценен от $13,7 млрд до $14,4 млрд, пишет Financial Times со ссылкой на инвестора, который владеет акциями Twitter. Он заявил, что "совершенно очевидно", что у Twitter доходная бизнес-модель и потенциальные инвесторы имеют шанс в будущем увидеть компанию прибыльной.

У Twitter более 500 млн зарегистрированных пользователей, в том числе около 200 млн - активных. Аналитик Wedbush Securities Майкл Патчер оценивает Twitter в $10 млрд.

Под руководством гендиректора Дика Костоло в течение последних трех лет Twitter сделал приоритетным превращение своей популярности в рекламный бизнес. По оценкам EMarketer Inc, благодаря рекламе, получившей название «промо твиты», компания получит около $583 млн доходов в этом году. «Twitter уже стал мировым пульсом для срочных новостей и информации», - отмечает Джош Эльман, бывший исполнительный директор Twitter, который владеет долей в компании и теперь является партнером фирмы Greylock Partners.

Конфиденциальное IPO позволит Twitter не раскрывать сведения о размещении по крайней мере до того момента, как останется 21 день до начала road show. Подача документов в SEC также не обязывает компанию раскрывать сроки размещения своих акций. Однако, отмечает WSJ, если Twitter начнет размещение в ближайшее время, компания сможет заработать на устойчивости рынка и «горячем периоде новых предложений ценных бумаг». Американский рынок IPO в этом году может «обеспечить около 200 дебютов», максимума с 2007 г., следует из данных Dealogic.

Twitter уже смог привлечь более $1 млрд частных инвестиций. Среди покупателей акций компании числятся, в частности, венчурные Charles River Ventures, Benchmark, Insight Venture Partners, Andreessen Horowitz и Kleiner Perkins Caufield & Byers. А в 2011 г. долю в Twitter приобрела DST Global Юрия Мильнера и Алишера Усманова: тогда Twitter привлекла $800 млн, из них DST Global вложила $400 млн, рассказывали близкие к участникам сделки источники. Целиком же сервис был оценен в $8,4 млрд. Всего с момента основания Twitter привлекла $1,16 млрд.

Twitter придется доказать инвесторам, что его рекламный бизнес - это больше, чем обещания. Многие крупные маркетологи по-прежнему относятся к компании больше как к эксперименту. В частности, недоверие рекламодателей основано на размере компании, которая привлекает меньшую аудиторию, чем телевизионные сети или Facebook. Кроме того, многие рекламодатели считают рекламные возможности Twitter достаточно сырыми по сравнению с Facebook. "Привлекательность для рекламодателей больше выручки, которую они получают в настоящее время, потому что у них нет очень хороших продуктов", - считает Саймон Мэнселл, исполнительный директор TBG и рекламный партнер Twitter.

Также вопросы возникают и о том, насколько популярность Twitter окажется прочной: фотосервис Instagram и служба обмена сообщениями Snapchat уже бросили вызов компании, отмечает WSJ.