Антипиратский закон отменять не будут


Как превратить петицию в закон

Создать систему по преобразованию интернет-петиций, собравших более 100 000 голосов, в законопроекты предложил в ходе предвыборной кампании Владимир Путин, тогда еще премьер-министр. В марте 2013 г. он назначил оператором РОИ Фонд информационной демократии Ильи Массуха, который близок к помощнику президента Игорю Щеголеву. Предполагается, что инициативы, которые поддержали более 100 000 зарегистрированных пользователей, будут поступать на рассмотрение правительственной рабочей группы, которая будет решать, что с этим делать дальше. Группу экспертов в июне этого года возглавил министр по вопросам «открытого правительства» Михаил Абызов, всего в группе 34 участника, среди которых, в частности, сенатор Руслан Гаттаров, вице-спикер Думы Сергей Железняк, председатель комитета по конституционному законодательству Владимир Плигин, член комитета по информационной политике Роберт Шлегель, руководитель РСПП Александр Шохин, глава фонда «Общественное мнение» Александр Ослон, научный руководитель ВШЭ Евгений Ясин и др.

Экспертная группа по вопросу рассмотрения общественной инициативы об отмене антипиратского закона сочла это нецелесообразным. Об этом на заседании группы заявил руководитель группы, министр по вопросам открытого правительства Михаил Абызов. Во время обсуждения все участники группы поддержали это решение.

Экспертное заключение будет представлено участникам группы в течение четырех дней, хотя в целом решение уже определено, говорит Абызов. Распространение нелегального контента должно регулироваться государством; оно декларировало, что интеллектуальная собственность должна охраняться, объяснил он. Абызов предложил дополнить экспертное заключение теми положениями об изменениях в действующий антипиратский закон, которые фигурируют в петиции. Их обязательно надо учесть при доработке законодательства, сообщил он.

Петиция об отмене антипиратского закона поступила на сайт Российской общественной инициативы (РОИ) 4 июля и набрала 100 057 голосов (346 голосов против). Инициатор петиции - проект «Роскомсвобода». Подписавшиеся под петицией требуют отменить принятый Госдумой закон о противодействии пиратству в интернете - в тексте петиции он называется «закон о произвольных блокировках сайтов». Речь идет о законе, который предусматривает блокирование любых ресурсов в интернете по требованию правообладателя. Чтобы блокировка произошла, правообладатель должен подать заявление в Мосгорсуд и получить решение о предварительных обеспечительных мерах. С этой бумагой правообладатель обращается в Роскомнадзор, который вносит сайт в «черный список» в том случае, если в течение трех дней его владелец не удалил спорный контент.

Большинство участников рабочей группы признали, что антипиратский закон работает корректно. По словам директора Российской ассоциации электронных коммуникаций (РАЭК) Сергея Плуготаренко, закон пока не наломал дров и не нанес ущерба интернет-индустрии. Правда, он отмечает, произошло это не из-за того, что закон хорош, а благодаря хорошей работе Роскомнадзора, который старается не допустить резонансных блокировок и управляет ситуацией фактически в ручном режиме.

За 2,5 месяца работы антипиратского закона было принято 54 положительных определения о блокировке ресурсов, из них 7 было отменено, рассказал замруководителя Роскомнадзора Максим Ксензов. Было отправлено 54 уведомления, 46 сайтов удалили контент по требованию, в результате доступ был ограничен к 9 сайтам. Ксензов считает, что закон работает: почти все сайты удаляли контент по требованию Роскомнадзора, некоторые ресурсы удалили почти весь контент, правообладатели не злоупотребляют новым механизмом защиты и после первого решения о предварительных обеспечительных мерах подают основные иски. Закон, по словам Ксензова, способствует исполнению Россией международных обязательств по охране интеллектуальной собственности. Ксензов, правда, отметил, что некоторые положения закона требуют уточнения: надо четко разграничить субъекты, ответственные за пиратство, надо прописать процедуру разблокировки ресурсов. Кроме того, блокировка должна быть крайней мерой, а действовать стороны должны на основании принципа саморегулирования.

Руководитель проекта «Роскомсвобода» Артем Козлюк настаивает на отмене закона. Многие ресурсы, по его словам, блокируются, если находятся на том же IP-адресе, что и пиратский ресурс. По его данным, однажды из-за одного такого сайта был заблокирован доступ к 10 000 добропорядочных сайтов. Закон имеет ряд недостатков, указывает Козлюк: на заявителя не накладывается обязанность указывать конкретные адреса на контент, в законе не заложено четкое определение «информационных посредников», и таким посредником может быть признан кто угодно, вплоть до пользователя.

Вице-спикер Госдумы Сергей Железняк говорит, что еще летом, вскоре после принятия закона, начали работать разные рабочие группы. И сейчас уже есть поправки к закону, которые готовы на 95%. «Наша задача - снять потенциальные риски с добросовестных ресурсов, поскольку наше законотворчество не связано с их деятельностью», - говорит Железняк. Он подчеркнул, что премодерации контента не должно быть.