Google готовится к патентным войнам

Компания зарегистрировала в США почти 2000 патентов в прошлом году - столько же, сколько за все предыдущие годы
Krisztian Bocsi/ Bloomberg

Google зарегистрировал 1920 патентов в 2013 г., свидетельствуют данные Бюро по регистрации патентов и торговых марок США (USPTO). Согласно анализу IFI Claims, это может позволить компании войти в десятку лидеров по этому показателю и обойти General Electric и LG Electronics, сообщает Financial Times (FT). При этом, по данным IFI, в 2012 г. Google находился на 21-м месте по выпущенным патентам, а в 2011 г. не входил даже в топ-50 этого рейтинга. Тогда лидерами были IBM, который зарегистрировал около 6500 патентов, и Samsung - более 5000.

Такой быстрый рост говорит о попытках Google укрепить свои позиции в войне патентов в индустрии смартфонов. Он также подчеркивает стремление компании захватить лидерство на новых многообещающих рынках технологий. «Мы хотим избежать войны, - говорит генеральный юрист по патентам Google Аллен Ло. - Надеюсь, мы сможем извлечь уроки из тяжб, связанных со смартфонами». Ло добавляет, что резкий скачок компании частично обусловлен развитием новых продуктов, таких как «умные» очки Google Glass, и разработкой автомобилей, управляющихся без водителя.

Google столкнулся с необходимостью защиты правовых средств, когда началась война патентов на рынке смартфонов. Компания была вынуждена приобрести производителя телефонов Motorola за $12,5 млрд, чтобы получить доступ к его патентам. Тем не менее многие специалисты сомневаются, насколько выгодной оказалась эта сделка. «Сейчас патенты, которые были приобретены, не соответствуют такой цене, - уверен доцент юридического факультета Университета Санта-Клары Брайан Лав. - Поэтому я думаю, что Google решил больше сосредоточиться на строительстве своего портфеля патентов с помощью собственных разработок».

Развернувшаяся гонка патентов среди лидеров отрасли угрожает существованию небольших технологических компаний, пишет FT. В прошлом году Facebook зарегистрировала около 200 патентов, при этом число поданных ей заявок превысило 500, говорит главный юридический консультант компании по защите интеллектуальной собственности Сэм О'Рурк. Он отмечает, что его компания уделяет больше внимания качеству, а не количеству патентов (сейчас около 2000). До сих пор их увеличение происходило в основном за счет поглощений, а не собственных разработок. Значительно отстает в этой гонке от конкурентов Twitter. В прошлом году компания зарегистрировала три своих первых патента, а также еще шесть были приобретены.

Эксперты отмечают, что в судебных разбирательствах между компаниями преимущество дает качество, а не количество патентов. Хотя они признают, что сам по себе значительный размер патентного портфеля может отпугнуть конкурентов и сдерживать их атаки. «Это как наличие ядерного оружия помогает избежать войны, - сравнивает Брайан Лав. - Это означает, что любая атака будет встречена такой же сильной контратакой».