Каким бизнесам угрожает запрет на хранение данных россиян за рубежом

Спешно принятый Думой законопроект о хранении персональных данных россиян в России ставит под угрозу многие бизнесы. Зато клиентов получат дата-центры и «Ростех»
Владельцы дата-центров в России рассчитывают, что интерес к их бизнесу теперь возрастет/ ИТАР-ТАСС

«Если механизм заработает в таком виде, то это может автоматически привести к расторжению договоров с иностранными авиакомпаниями и тот же «Аэрофлот» не сможет продавать перелет Москва - Нью-Йорк - Чикаго целиком на своем бланке под своим номером, - говорит менеджер другого агентства по продаже авиабилетов. - Это невыгодно никому - разве что производителям серверов».

Большинство данных абонентов «Мегафона» хранится в России, но часть серверов под облачные технологии находится за границей, сообщила представитель оператора Олеся Яременко. В странах с рыночной экономикой такой практики, какая введена новым законом, нет, продолжает Яременко, это ставит бизнес в жесткие рамки и влечет существенные дополнительные расходы на переоборудование баз.

Броня по-русски

«Ростех» готовит альтернативу международным системам бронирования - национальную систему бронирования авиабилетов и хранения данных пассажиров. Входящий в «Ростех» холдинг «Росэлектроника» договаривается о покупке компании «Мультикарта-ИСС» - единственного в России процессингового центра, входящего в Международную ассоциацию воздушного транспорта. Помогать «Росэлектронике» в создании этой системы будут «Национальные информационно-расчетные системы». Так что российская система бронирования пока не только не готова, но и фактически не начинала создаваться.

Вовремя вложился

Недавно бывший президент «Роснефти» Сергей Богданчиков стал инвестором крупного проекта в области информационных технологий. Это созданное в начале 2013 г. ООО «Датапро», совладельцем которого является младший сын Богданчикова Евгений. Компания запустила в Твери коммерческий дата-центр с заявленным объемом инвестиций в 600 млн руб., писала газета «Коммерсантъ». По информации издания, в перспективе компания, позиционирующая себя в качестве оператора сети центров обработки данных, планирует строить дата-центры в Москве и Петербурге.

Госдума 4 июля одобрила сразу во втором и третьем чтениях (а первое чтение прошло 1 июля) законопроект, обязывающий хранить на территории России персональные данные граждан России, обрабатываемые через интернет. О существовании законопроекта стало известно в конце июня, когда его внесли в Госдуму депутаты Андрей Луговой, Вадим Деньгин и Александр Ющенко.

Под персональными данными закон понимает любую информацию, прямо или косвенно относящуюся к человеку. Деньгин объяснял, что речь идет обо всех данных российских граждан, которые используются при регистрации, покупках в сети, отправке почты и проч.

Закон еще должен одобрить Совет Федерации и подписать президент, в силу он вступит 1 сентября 2016 г. По мнению Деньгина, у компаний достаточно времени, чтобы организовать хранение данных российских пользователей в России.

Нарушителей закона ждет включение в очередной черный список - реестр Роскомнадзора, у которого их уже несколько: пиратские сайты, ресурсы с призывами к экстремизму, детское порно, пропаганда суицида и наркотиков. Представитель Роскомнадзора отказался от комментариев.

Деньгин так объяснял необходимость новой нормы: все зарубежные сервисы обязаны предоставлять данные американским спецслужбам, и плохо, если Агентство национальной безопасности (АНБ) владеет всеми данными о пользователях из России. А о расходах компаний на перенос серверов он сказал так: «Это потери согласно бизнесу, ничего страшного в этом нет».

Пострадать от нового закона могут не только зарубежные, но и российские сервисы, которые используют облачные технологии и обмен данными. Это не только социальные сети, почты, сервисы хранения данных и мессенджеры, но и онлайн-бронирование отелей и авиабилетов, платежные системы, часть сервисов банков и сотовых компаний и многие другие.

Российская ассоциация электронных коммуникаций (представляет интересы более 100 интернет-компаний) предупредила, что невозможность бронировать авиабилеты и отели может отпугнуть тех, кто хотел бы вести бизнес и инвестировать в России.

Гендиректор сервиса по продаже авиабилетов Biletix Александр Сизинцев говорит, что Biletix хранит все данные на серверах в России, но глобальные системы бронирования билетов (GDS) размещают данные не на российских серверах и за короткий срок изменить это невозможно. Даже российские GDS, такие как «Сирена», передают сведения в базы данных иностранных авиакомпаний, т. е. за рубеж. «Поэтому в законе будет ряд исключений», - думает Сизинцев.

Личная информация пользователей американского сервиса бронирования квартир Airbnb шифруется и хранится на защищенных серверах, доступ к ней имеет очень ограниченный круг проверенных сотрудников, отмечает управляющий директор Airbnb в России, СНГ и странах Балтики Михаил Коноплев. Он считает, что у компании еще есть время до 2016 г. ознакомиться с законом и принять меры.

Затронет новая норма и банки. «Если наш клиент за рубежом платит через интернет, его персональные данные неминуемо идут через компании, не имеющие серверов в России, и там какое-то время хранятся, - говорит и. о. президента Ситибанка Наталья Николаева. - С персональной информацией работают все, и, видимо, все будут нарушать новый закон, пока Роскомнадзор кого-нибудь не накажет».

«Думе стоило взять больше времени на подготовку - нынешний мир складывался без этого закона, и им будет сложно сойтись», - вздыхает Николаева из Ситибанка.

Альтернативу международным платежным системам государство готовит с 2011 г. - тогда был принят закон «О национальной платежной системе». Системы до сих пор нет, ЦБ только выбирает поставщиков.

У процессинговой компании Uniteller весь процессинг находится в России, говорит ее гендиректор Алексей Богаткин, а сложность переноса серверов оценить трудно, это зависит от архитектуры информационной системы.

Обработка персональных данных клиентов «Оранты» происходит в России, сказал директор юридического департамента страховой компании Павел Чуйков. Некоторые страховщики с иностранным участием обрабатывают данные за рубежом, используя ресурсы материнских компаний, продолжил он, запрет заставит внести коррективы в бизнес-процессы. «Запрет на обработку данных за рубежом - чрезмерная мера, - считает Чуйков. - Достаточно было бы мер для повышения контроля за процессом обработки данных за рубежом в целях большей прозрачности операций для контролирующих органов».

Представители МТС и «Вымпелкома» заверяют, что их компании хранят все данные на территории России. «У МТС есть трансграничные сервисы, но мы обмениваемся с зарубежными партнерами информацией в обезличенном виде: максимум - идентификационный номер абонента международной классификации и набор подключенных услуг, никаких персональных данных», - говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников.

Российские чиновники озаботились безопасностью информации в интернете в прошлом году, когда бывший сотрудник американских спецслужб Эдвард Сноуден рассказал о слежке АНБ за пользователями интернета. В частности, был принят пакет антитеррористических поправок, ограничивших интернет-платежи, обязавших сетевые сервисы хранить данные пользователей в течение полугодия и т. п.

Авиакомпании успеют подготовиться, раз закон заработает только в 2016 г., говорит сотрудник крупной российской авиакомпании: все авиакомпании давно ожидают российской системы бронирования, через два года она наверняка будет готова. Представители «Аэрофлота» и «Ростеха» (см. врез на стр. 10) отказались от комментариев.

Перенос серверов многих компаний в Россию может повысить спрос на дата-центры. Свободные мощности в дата-центрах есть даже в Москве, а в Подмосковье «Техносерв» строит для клиента дата-центр, который станет крупнейшим в стране, говорит представитель «Техносерва» Екатерина Андреева, все крупные компании понимают ценность данных и анализа поведения клиентов, поэтому и инвестируют в это направление.

У «Ростелекома» есть сеть дата-центров и своя облачная платформа, сообщил представитель оператора Андрей Поляков, компания готова к приему новых клиентов. Мощности «Ростелекома» масштабируемы - это показали крупные федеральные проекты, например организация видеонаблюдения за выборами в 2012 г., заключает он.

«Яндекс» для обслуживания российских пользователей всегда использовал серверы в России, говорит представитель компании, у поисковика есть несколько дата-центров, но, если бы стояла задача построить их за два года, компания, пожалуй, не справилась бы. Только на первую фазу крупнейшего дата-центра «Яндекса» в Рязанской области ушло два года. Создание нового дата-центра - это комплекс технологически сложных задач, который требует серьезных материальных вложений и большого запаса времени, объясняет он. По данным отчета «Яндекса» за 2013 г., 73,5% капзатрат «Яндекса», т. е. 3,6 млрд руб., пришлось на покупку серверов и дата-центры.

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).