Как российские банки используют облачные сервисы

Российские банки используют облачные технологии менее активно, чем многие другие компании. Причина в том, что в облаке нельзя хранить персональные данные
Дата-центры - основная часть облачной инфраструктуры/ Д. Абрамов/ Ведомости

В 2013 г. мировой рынок публичных облачных сервисов достиг $45,7 млрд, а его средний годовой прирост до 2018 г. составит 23%, считают аналитики IDC. В финансовом секторе темпы роста рынка облачных услуг в 2013-2018 гг. составят 24,85% в год, говорится в исследовании ReportsnReports.com.

Замдиректора по IT банка «Хоум кредит» Кирилл Кибалко считает, что крупным банкам выгоднее работать на самообеспечении, но порой целесообразно прибегнуть и к облакам - например, если нужно срочно внедрить ту или иную новацию, а оборудование еще не закуплено. Зампредседателя правления Локо-банка Андрей Люшин делится планами по переводу в облако телефонного сервиса банка - но и здесь речь идет исключительно о данных, «не завязанных на критическую обработку».

Более 60% банков по всему миру будут к 2016 г. проводить большинство платежных операций во внешнем облаке аутсорсера - к такому выводу пришли аналитики Gartner. А одним из ключевых стимулов скорее адаптироваться к облачным технологиям для банков станет низкий уровень рентабельности капитала. «Облако предлагает заманчивую возможность уменьшить капзатраты на покупку технологий и переложить их на операционные расходы», - говорится в докладе экспертов компании Unisys, опубликованном на портале BAI's Banking Strategies. Ужесточение требований регуляторов к банковскому капиталу стало одной из важных предпосылок того, что в последнее время банки США обратили внимание на облака. Другая причина растущей популярности облаков - гибкость этой технологии и сжатые сроки внедрения. По данным PricewaterhouseCoopers (PwC), в 2013 г. 71% финансовых организаций во всем мире готов был увеличить инвестиции в облачные технологии, а годом ранее - всего лишь 18%.

Заодно облака позволяют банкам сократить расходы. Для банковского сектора это особенно актуально, ведь расходы на IT у банков в среднем вдвое выше, чем у других компаний, - 14,3% всех расходов, или 7,3% выручки, подсчитали консультанты из Unisys.

Частное и общее

По виду собственности облачные структуры делятся на три типа: публичные (открытые), частные и гибридные, рассказывает cтарший управляющий консультант по развитию рынка финансовых услуг IBM в России и СНГ Алексей Катрич.

Открытые (публичные) облака доступны широкой общественности; они целиком принадлежат внешнему провайдеру и используют его ресурсы. Чаще всего под облаком подразумевается именно открытое облако, когда сервис предоставляется через веб-приложения. Типичные примеры - почтовые клиенты «Яндекса», Mail.ru или Google.

Частные облака (private clouds) размещены во внутренней сети компании и управляются изнутри. Функционал в частных облаках тот же, что и в открытых, но уровень безопасности более высокий, так как для обмена данными используется только внутренняя сеть.

Гибридное облако - комбинация облака публичного и частного, когда используются сервисы, расположенные как в открытом, так и в закрытом пространстве.

Внешне работа в облаке ничем не отличается от обычной работы сотрудников банка. Они работают в привычных приложениях, только расположены эти приложения не в центре обработки данных (ЦОД) банка, а на внешней площадке и все данные передаются от компьютеров служащих к ядру системы по мощному каналу связи, рассказывает директор департамента по работе с финансовыми организациями «Техносерва» Вадим Малахов. Владелец облака заранее внедряет в облако все специализированные приложения (например, CRM- или ERP-системы), которые могут пригодиться банку-клиенту, приобретает лицензии на их использование, разрабатывает схему передачи данных, накопленных банком и необходимых для работы приложения. Впрочем, бывает и так, что для обслуживания своего частного облака банк делегирует часть сотрудников на территорию аутсорсера. Например, испанский Banco Popular в июле 2014 г. заключил 10-летний контракт с IBM, по которому переводит 41 сотрудника своего IT-подразделения в структуру компании-интегратора для управления своим частным облаком.

13% респондентов, опрошенных PwC, назвали использование частного облака ключевым элементом сокращения расходов компании. 11% американских и европейских респондентов считают облака главным способом повысить эффективность компании. «Какого бы размера ни был банк, вряд ли он станет возражать против перенесения в публичное облако «нечувствительных», непрофильных приложений и материалов», - рассуждают эксперты Unisys. Частное же облако, по их мнению, пригодится для размещения приложений с конфиденциальными данными сотрудников, которые нужны лишь время от времени.

Глобальный опрос IT-директоров финансовых компаний, проведенный Aitе Group в октябре 2013 г., показал, что 50% из них были намерены использовать частные облака в ближайшие два года. 41% финансовых компаний, по данным Information Week, использует облака для тестирования ПО, 28% размещают там различные бизнес-приложения, 24% содержат в облаках центры обработки данных и 21% постоянно хранит там данные.

Российские облака: можно и нельзя

Как в мире, так и в России банки стремятся использовать в основном частные облака, говорит Родион Тульский, менеджер по продвижению инфраструктурных решений для ЦОД Microsoft в России. Он связывает это с тем, что IT-департамент в банке зачастую «уже не центр затрат, а бизнес-подразделение», желающее получить эффект от инвестиций в оборудование.

По расчетам Orange Business

Services, российский рынок облачных услуг для бизнеса может вырасти с 4,5 млрд руб. в 2012 г. до 19 млрд руб. в 2016 г. Доля облачных услуг на российском рынке IT-сервисов в 2016 г. должна составлять 13%. Среднегодовой рост рынка облачных услуг в России в 2013-2017 гг. превысит 40%, прогнозирует IDC.

Публичные облачные сервисы (их рынок поддается оценке) используют лишь 14% российских банков, свидетельствуют данные Gartner, тогда как в целом по стране публичными облаками пользуются около 25% предприятий.

Непрофильные ресурсы банков уже переносятся в публичные облака - например, «Банк24.ру» использует облако для ведения проектов, говорит директор по маркетингу «Банк24.ру» Денис Охримович. Заботясь о сокращении расходов, банки с удовольствием обращались бы к облачным решениям чаще, но, когда речь идет о персональных данных клиента, использовать облако нельзя в силу справедливых требований ЦБ, констатирует он. В этой части российское законодательство о банках кардинально отличается от западного, добавляет вице-президент банка «Океан» Татьяна Глазачева: передавать персональные данные пользователя в облако в России запрещено. А недавно принятый закон, запрещающий с осени 2016 г. хранить персональные данные за пределами России, вынуждает банки (и не только) прибегать к услугам отечественных дата-центров, уровень которых ниже западных, сетует директор по развитию бизнеса Teleperformance Александр Шибалков.

В России банки в основном используют частные облака, где риск доступа, хищения или изменения данных сведен к минимуму, говорит Катрич из IBM. Размещать в облаках они могут данные из АБС (автоматизированная банковская система), говорит Глазачева, - например, переносить туда данные по программам лояльности и ежедневным или ежемесячным тратам клиента. Но все это только до тех пор, пока эта информация не персонализирована: количество транзакций, сумма чека, повторные операции и т. д.

Есть примеры использования российскими банками облачной CRM-системы. Ряд банков хранят в облаке программы для контакт-центров, а часто и корпоративные соцсети, знает директор дивизиона операционного управления «ОТП банка» Максим Пустовой. В ближайшие планы «ОТП банка» тоже входит внедрение облачной корпоративной соцсети, а также решений для совместной проектной работы сотрудников.

облако из Банка

Соблюдая строгие требования по информационной безопасности, банки пока не могут хранить персональные данные клиентов во внешнем облаке, но зато могут сами выступать провайдерами облачных решений для своих клиентов. Например, в 2013 г. «Банк24.ру» запустил аутсорсинговый проект «Кнопка», предоставив клиенту расчетное обслуживание, полное ведение бухгалтерии, а заодно полный аутсорсинг всех юридических, налоговых и прочих рутинных сервисов - своего рода облачный бэк-офис, рассказывает Охримович.

«МДМ банк» также предоставляет предпринимателям облачные услуги, рассказывает его вице-президент Максим Лукьянович. Когда клиент начинает бизнес и приходит в банк, он получает полный комплект инструментов для старта и ведения бизнеса: расчетный счет, пакет документов для регистрации бизнеса, сервис создания сайтов, управление складом, инструменты для ведения продаж и т. д. Есть сервисы и для более крупных компаний.