Статья опубликована в № 3676 от 17.09.2014 под заголовком: Mail.ru собрала контакты

Mail.ru Group потратила на покупку "В контакте" почти все свои средства

Конфликт совладельцев «В контакте» исчерпан. 100% социальной сети сосредоточилось в руках Mail.ru Group, выкупившей 48% у фонда UCP Ильи Щербовича за $1,47 млрд
Максим Стулов / Ведомости

Вчера Mail.ru Group и UCP объявили о сделке, в результате которой группа стала владельцем 100% крупнейшей социальной сети рунета «В контакте». Mail.ru Group выкупила у UCP 48,01% социальной сети за $1,47 млрд, оценив, таким образом, всю «В контакте» в $3 млрд. Всего с 2007 г. Mail.ru Group потратила на покупку «В контакте» $2,07 млрд, говорится в ее сообщении. После появления этой новости стоимость GDR Mail.ru Group на Лондонской фондовой бирже выросла на 6,7% до $32 за бумагу. Закрылись торги на отметке в $30 за расписку.

Всю сделку Mail.ru Group оплатила наличными средствами. Группа использовала все имеющиеся у нее на счетах средства - $885 млн (на конец II квартала 2014 г. их было даже меньше - $706 млн) и привлекла четырехлетний кредит Газпромбанка на 22,2 млрд руб. ($585 млн) под 11,5% годовых. Mail.ru Group потратила почти все свои средства, остался лишь небольшой запас, говорит близкий к группе человек. Впрочем, он рассчитывает на скорое пополнение счетов, поскольку осенью интернет-компании традиционно продают много рекламы.

UCP стал совладельцем «В контакте» весной 2013 г., выкупив 48% у бывших партнеров основателя компании Павла Дурова - Вячеслава Мирилашвили и Льва Левиева. Сумма сделки не раскрывалась, но человек, знакомый с ее участниками, говорил «Ведомостям», что она составила $0,9 млрд. Если так, то UCP мог заработать на инвестициях во «В контакте» $570 млн.

Вчерашняя сделка завершает трехлетний период вражды между совладельцами «В контакте».

В 2011 г. гендиректор Mail.ru Group Дмитрий Гришин впервые признался, что группа, тогда владевшая около 40% «В контакте», хотела бы консолидировать компанию целиком. Группа даже обсуждала возможность выкупа 48% у Мирилашвили и Левиева, но резко против такой сделки выступил Дуров. В конце концов основной акционер Mail.ru Group - Алишер Усманов встал на его сторону и даже разрешил Дурову в некоторых случаях голосовать на совете директоров пакетом, принадлежащим группе.

Левиев и Мирилашвили продолжили искать покупателя на свои пакеты и весной 2013 г. договорились о сделке с UCP. Это положило начало новому конфликту. На сей раз объединившиеся Mail.ru Group и Дуров возмутились, что сделка была совершена без их ведома, ведь совладельцы «В контакте» имели преимущественное право выкупа. UCP заверял, что сделка законна: фонд выкупал не доли в ООО «В контакте», а компании, владеющие этими пакетами, - Blesmir Development Ltd. и Palagon Ltd. В свою очередь, UCP обвинил Дурова в том, что тот, будучи гендиректором «В контакте», параллельно развивал собственный проект - мессенджер Telegram.

Дело дошло до суда - фонд потребовал, чтобы Дуров передал Telegram «В контакте», а сам тем временем выкупил у партнера Дурова Акселя Неффа три американские компании, на которые была зарегистрирована часть активов компании-разработчика Telegram. Эту сделку Дуров оспорил в суде Нью-Йорка.

Вчерашняя сделка положила конец всем тяжбам между UCP, Mail.ru Group и Дуровым: стороны договорились об отзыве всех взаимных претензий. Кроме того, UCP вернет Дурову три компании, выкупленные у Неффа, сообщила Mail.ru Group. Партнер UCP Виктория Лазарева говорит, что фонд «удовлетворен сделкой и подтверждает полное урегулирование споров и освобождение от взаимных претензий».

Стратегический смысл сделки очевиден, считает Гришин: ежемесячная аудитория Mail.ru Group по всему миру в одночасье возрастает до 92 млн пользователей (данные Comscore за июль 2014 г.). Российская аудитория всех проектов Mail.ru Group без учета «В контакте» в июле составляла, по данным TNS, 60,5 млн пользователей. Вдобавок группа теперь будет консолидировать финансовые показатели «В контакте»: прошлый год социальная сеть завершила с 3,8 млрд руб. выручки и 53 млн руб. чистой прибыли, а первую половину 2014 г. - с 2 млрд и 248 млн руб. соответственно. Около 50% выручки «В контакте» зарабатывает на рекламе, остальное - платежи пользователей. Выручка самой Mail.ru Group в первом полугодии составила 15,1 млрд руб., в том числе рекламная - 4,7 млрд руб.

С точки зрения размера и качества аудитории приобретение «В контакте» - большое событие для Mail.ru Group, согласен гендиректор IMHO VI Максим Осипов. Вместе с сетью Mail.ru Group получает огромный объем рекламного инвентаря - сотни миллионов показов. Кроме того, за счет «В контакте» группа существенно расширяет охват молодых интернет-пользователей, что важно для рекламодателей.

Отчитываясь за первое полугодие, группа снижала прогноз выручки на 2014 г. и сообщала о резком падении доходов от медийной рекламы во II квартале - на 10% к уровню годичной давности. Компания ссылалась на сложную геополитическую ситуацию в стране, из-за которой рекламодатели ведут себя консервативно.

Плюс к тому Mail.ru Group получает крупнейшую в России мобильную интернет-платформу, что очень важно - ведь пользователи все чаще выходят в интернет с мобильных устройств, продолжает Осипов из IMHO VI. Наконец, «В контакте» много знает о своих пользователях и Mail.ru Group сможет использовать эту информацию для монетизации сервисов, заключает он.

По данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в первой половине 2014 г. продажи медийной рекламы в рунете выросли на 3% к уровню годичной давности. Продажи баннеров упали на 8%, а видеорекламы - выросли на 50%, оценивал Осипов.

Видеореклама - единственный растущий сегмент рынка медийной рекламы, а «В контакте» - крупнейшая площадка по продаже видеорекламы, говорит сотрудник крупного инвестбанка. Вторая крупнейшая социальная сеть рунета - «Одноклассники» так и не стала восприниматься пользователями как серьезный видеоресурс, а сама Mail.ru Group долго игнорировала потенциал видеорекламы, констатирует он. Приобретение самой крупной и еще практически не монетизированной видеоплощадки в России дает Mail.ru Group огромные возможности с точки зрения извлечения доходов из видеоконтента: успешные продажи рекламы в YouTube доказывают, что в этом сегменте есть большой потенциал, резюмирует собеседник «Ведомостей».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать