Олег Сальманов: Фонд универсального ПО - через черный ход

На этой неделе президент Владимир Путин одобрил предложение министра связи Николая Никифорова создать фонд универсального ПО, наполняемый 10%-ными сборами с доходов производителей софта от продажи лицензий. Еще неделю назад Минкомсвязи делало вид, что ничего не знает об этой идее. Причем его чиновники молчали не только тогда, когда их мучили вопросами журналисты. Ассоциация предприятий IT-отрасли АП КИТ, узнав об этой идее из газеты, тоже поспешила к регулятору, но тот и ей ответил таинственным молчанием.

Зато в субботу Никифоров рассказал об этой идее на Сочинском форуме, а уже через три дня поделился ею с президентом - и получил одобрение.

В нормальном процессе законотворчества президент - заключительное звено. Идея, родившаяся в недрах министерства, обретает форму, пройдя через горнило общественных обсуждений, экспертных оценок, открытых дискуссий с отраслью. Родившийся в результате этих споров текст получает оценку в Минэкономразвития (задача которого - выяснить, не будет ли от закона вреда), его согласовывают (или нет) Минфин, антимонопольное и другие ведомства. А согласованный законопроект должен еще пройти три чтения в Думе, получить одобрение (или неодобрение) Совета Федерации, только потом он поступает на подпись президенту.

Так будет и в этом случае, только после похода Никифорова к президенту вероятность того, что законопроект получит все нужные одобрения и ляжет ему на стол, приближается к 100%. Тем более что оператором фонда предполагается назначить госкорпорацию «Ростех», возглавляемую Сергеем Чемезовым, фигурантом санкционных списков США и ЕС, знакомым Путину не понаслышке. По сути, министр вошел в процесс законотворчества через заднюю дверь, обеспечив своей (или, возможно, ростеховской?) идее VIP-обслуживание в коридорах власти.

Все это не значит, что идея плохая или неработающая. Хотя настораживает, что осваивать деньги фонда может в том числе и сам «Ростех», подразделения которого занимаются разработкой и софта, и «железа». Плохо, что все это делается в закрытом режиме, втайне от отрасли, без глубокого обсуждения идеи и механизмов ее реализации. Впрочем, поспешные и плохо проработанные решения властей в последнее время не редкость.