МТС частично сворачивает продажи сотовых телефонов

МТС прекратит продажи обычных мобильных телефонов примерно в 7% своих салонов, в первую очередь в Москве. Освободившиеся на прилавках места займут смартфоны
Максим Стулов/ Ведомости

«Мегафон» не планирует выводить простые телефоны из ассортимента в своей рознице, уверяет его представитель Олеся Яременко. Спрос на телефоны, особенно на бюджетные модели, достаточно высок - всегда есть клиенты, которых привлекает не только их доступная цена, но и простота и надежность конструкции, высокая емкость заряда батареи, отмечает она. Сейчас на простые телефоны приходится около 40% продаваемых в розничной сети «Мегафона» аппаратов, а на смартфоны - 60%, говорит Яременко.

О том, что розница МТС первой из крупных российских сетей отказывается от продажи обычных сотовых телефонов, рассказал «Ведомостям» гендиректор розничной сети оператора Арвидас Алутис. По его словам, из части московских салонов МТС телефоны исчезнут в ноябре 2014 г. - их полностью заменят смартфоны. В 2015 г. телефоны перестанут продаваться примерно в 200 салонах, принадлежащих оператору. Сейчас в России под брендом МТС работает 2768 собственных салонов и 1211 франчайзинговых.

К началу III квартала 2014 г. смартфонами пользовалось 37% мобильных абонентов МТС против 32,4% годом ранее, отмечает Алутис. Продвижение их через «бестелефонные» салоны будет успешнее, чем через стандартные, считает он. Их сотрудники сфокусируются на продаже пакетных тарифов для смартфонов, в которых оплачивается интернет-трафик, а голосовые вызовы бесплатны, обещает Алутис. Умные телефоны для оператора выгоднее, чем обычные, - средний ежемесячный счет их владельцев (ARPU) более чем вполовину превышает средний счет пользователей обычных телефонов, утверждает он.

По словам представителя МТС Дмитрия Солодовникова, по итогам II квартала 2014 г. 60% от общего количества проданных в рознице МТС устройств пришлось на смартфоны (они же принесли ритейлеру 86% выручки).

Впервые в России количество проданных смартфонов превысило объем продаж обычных телефонов год назад, в конце октября - начале ноября 2013 г. Ко второй половине декабря 2013 г. доля смартфонов в продажах выросла до 60%, рассказывал ранее «Ведомостям» вице-президент «Евросети» по коммерции (сейчас - исполнительный вице-президент) Виктор Луканин. В мире этот перелом произошел еще в I квартале 2013 г.: по данным IDC, доля смартфонов в поставках тогда составила 51,6%, а простых телефонов - 48,4%.

«Вымпелком» тоже планирует сфокусироваться на устройствах, подключающихся к мобильному интернету, но простые аппараты останутся в продаже в его офисах - определенный спрос на них сохраняется, уверяет его представитель Анна Айбашева. По ее словам, по итогам девяти месяцев 2014 г. в салонах оператора было продано в 1,5-2 раза меньше обычных телефонов, чем годом ранее, а продажи смартфонов выросли почти втрое. Доля простых телефонов в продажах розницы «Вымпелкома» сокращается благодаря бюджетным смартфонам, в том числе тем, что продаются под брендом оператора, объясняет она. К примеру, смартфон «Билайна» «Смарт-2» вместе с подключением можно купить всего за 490 руб., отмечает она. При этом некоторые из обычных телефонов поддерживают сотовую связь третьего поколения (3G) - например, «Билайн С201». Такие аппараты можно рассматривать как переходное звено между простыми телефонами и смартфонами, считает Айбашева.

«Связной» пока не планирует полностью убирать из розничной сети и интернет-магазинов обычные телефоны, сообщила представитель «Связного» Мария Заикина. Определяя ассортимент, сеть ориентируется на спрос, а он пока значителен, особенно в небольших городах, а также, например, среди пожилых людей, говорит она. Доля обычных телефонов в продажах все еще высока: по итогам первых девяти месяцев 2014 г. 40% жителей России, покупавших мобильные устройства, приобрели простые телефоны, отмечает Заикина. Хотя их продажи и выручка от них продолжают снижаться: в 2014 г. в России продажи обычных мобильных телефонов ежеквартально снижались на 25-30% по сравнению с прошлым годом, их замещали смартфоны, уверяет она.

Операторы в своих салонах ориентируются на продажу тех устройств, при использовании которых абоненты будут тратить больше денег, говорит Луканин. У «Евросети» с ними разные цели, поэтому, пока есть спрос на сотовые телефоны, она будет продолжать их продавать, обещает он.