Барак Обама вступился за "сетевую нейтральность"

Президент США призвал Федеральную комиссию по связи не позволить провайдерам "самостоятельно назначать лучших и худших поставщиков сервисов и идей в интернете"
Charles Dharapak/ AP

Американский президент Барак Обама призвал Федеральную комиссию по связи (Federal Communication Comission, FCC) установить "самые жесткие из возможных правил, защищающие сетевую нейтральность", сообщила газета The Wall Street Journal (WSJ). Речь идет о принципе, запрещающем интернет-провайдерам дискриминировать одни сайты (блокируя или, например, замедляя доступ к ним) по сравнению с другими. FCC как раз завершает разработку правил, призванных регулировать действия интернет-провайдеров с трафиком.

"Мы не можем позволить провайдерам ограничивать условия доступа к сервисам или самостоятельно назначать лучших и худших поставщиков сервисов и идей в интернете", - говорится в заявлении администрации Обамы.

FCC склоняется к тому, чтобы разделить интернет-провайдеров на две категории - "розничных", которые обслуживают конечных абонентов (они, по задумке комиссии, должны подпадать под самое мягкое госрегулирование), и "оптовых", пропускающих трафик на сети других операторов. Этих последних FCC предлагает регулировать по тому же принципу, что предприятия общественной и коммунальной сферы: в частности, комиссия хочет получить право инспектировать сделки этих провайдеров с медиакомпаниями - поставщиками контента.

Обама считает, что все интернет-провайдеры должны быть законодательно уравнены с предприятиями коммунальной сферы, поскольку "интернет стал для подавляющего большинства американцев существенной частью каждодневных коммуникаций и ежедневной жизни". В таком случае, по мнению американского президента, интернет-доступ должен быть признан таким же неотъемлемым общественным благом, как, например, вода или электричество.

Против "сетевой нейтральности" выступали некоторые американские операторы, стремящиеся дифференцировать интернет-трафик в зависимости от его "тяжести" и делать преференции (прежде всего с точки зрения скорости доступа к ресурсу) для тех сайтов, которые не создают слишком большую нагрузку на каналы связи.

Изначально правила FCC, введенные в 2010 г., обязывали всех операторов оказывать услуги на одинаковых условиях вне зависимости от того, что именно передается по их сетям. Но операторы во главе с Verizon оспорили этот пункт правил в январе 2014 г. Федеральный апелляционный суд США признал незаконными правила «открытого интернета». В частности, судьи сочли, что широкополосный интернет-доступ нельзя считать услугой связи, а раз так, то и нормы, обязательные для телеком-операторов, операторов не касаются.

Решение суда дало американским интернет-провайдерам возможность взимать с порталов вроде Google или Netflix, содержащих «тяжелый» контент, более высокую плату, чем с сайтов, которые не генерируют большой трафик.

Споры о "сетевой нейтральности" давно идут и в России. МТС еще в 2010 г. пообещала установить биллинг, способный различать виды интернет-контента и тарифицировать их по отдельности. Позже МТС обращалась в Роскомнадзор и Минкомсвязи с предложением обратить внимание на деятельность сервисов over the top (OTT, доставляющих сигнал через интернет-канал). Вице-президент МТС по корпоративным и правовым вопросам Руслан Ибрагимов жаловался, что такие проекты все чаще конкурируют с операторами, а их деятельность никак не регулируется. МТС была бы рада, если бы регулятор рассмотрел вопрос о соответствии Skype и подобных ей компаний российским лицензионным требованиям: необходимо определить их статус как участников рынка, писал Ибрагимов. Правда, Роскомнадзор ответил, что не видит возможности ни лицензировать Skype, ни как-либо иначе регулировать его работу в России.

Представители "Вымпелкома" также обращали внимание, что интернет-компании, создавая большую нагрузку на сети операторов, не инвестируют в их расширение и модернизацию, что неправильно. Частично проблема может быть решена путем создания партнерств между телекоммуникационными и интернет-компаниями, считают операторы. Так, у МТС есть опыт успешного сотрудничества с Google: компании делят доходы от продажи приложений последней на смартфонах МТС. А «Вымпелком» по соглашению с Google дал абонентам возможность использовать мобильный счет для оплаты доступа к онлайн-магазину контента Google Play.