В 2014 году продажи антивирусов в России почти не выросли

В 2014 г. продажи антивирусов незначительно выросли из-за насыщения рынка и сложностей в экономике. В 2015 г. часть пользователей может перейти на бесплатные продукты, что выгодно киберпреступникам
«Лаборатория Касперского» занимает больше половины российского антивирусного рынка/ С. Портер/ Ведомости

В 2014 г. продажи антивирусного софта в России составили 12 млрд руб., рассказал «Ведомостям» глава антивирусной компании ESET в России Денис Матеев. С 2013 г. рынок рос незначительно: по данным ESET, тогда разработчики продали антивирусов на 11,9 млрд руб. По мнению Матеева, сектор могла бы поддержать вирусная эпидемия среди Android-пользователей (согласно отчету Cisco по информационной безопасности, в 2013 г. 99% всех атак на мобильные устройства были нацелены на операционную систему Android), но этого не произошло. Оценивая рынок, Матеев ссылается на собственные исследования компании и опросы партнеров ESET.

Похожие оценки получили аналитики «Лаборатории Касперского» и IDC. В 2014 г. отечественный рынок антивирусов для конечного пользователя (исключая серверные решения) составил $190-220 млн, говорит директор «Лаборатории Касперского» в России, странах Закавказья и Средней Азии Сергей Земков. По данным аналитика IDC Сергея Яковлева, в 2014 г. выручка от продаж антивирусов в нашей стране и вовсе снизилась - с $233 млн в предыдущем году до $219 млн.

Мировые продажи антивирусов в 2014 г., по ожиданиям IDC, чуть превысили $9 млрд, что на 4,7% больше результата 2013 г.

Эксперты сходятся и во взглядах на причины спада. Во-первых, во второй половине 2013 г. сократилось количество государственных заказов на антивирусы, говорит Земков из «Лаборатории Касперского». Во-вторых, отмечает он, в 2013 г. снизился спрос на такие продукты у малого и среднего бизнеса. По данным Яковлева из IDC, спад продаж малому и среднему бизнесу был одним из ключевых факторов, повлиявших на рынок. Рост был минимальным из-за насыщения рынка антивирусов, проблем в экономике и снижения доходов населения, добавляет Матеев из ESET.

По данным IDC, «Лаборатория Касперского» занимает 55,5% российского рынка решений для защиты конечных устройств в пользовательском и корпоративном сегментах, говорит представитель компании Юлия Кривошеина. С тем, что «Лаборатория Касперского» занимает более половины российского рынка платных антивирусов, согласен и Матеев из ESET. Долю ESET он оценивает в 25-30% рынка, а на Symantec, Dr. Web, TrendMicro и McAfee приходится около 20%.

В 2015 г. Матеев не ждет ни серьезного изменения рыночных долей, ни появления в России новых антивирусов. В условиях стабильности или стагнации крупнейшие игроки могут увеличить свои доли, а игрокам с долей меньше 2% угрожает уход с рынка, опасается эксперт. Он сравнивает ситуацию с кризисом 2008 г., когда с полок магазинов пропало сразу несколько антивирусов.

Матеев из «Лаборатории Касперского» уверен, что сложности в экономике на руку киберпреступникам. Часть пользователей может вообще перестать покупать антивирусы или перейдет на бесплатные продукты. Сейчас ими пользуются не менее 30% пользователей и их популярность будет только расти, объясняет он. Лидером среди бесплатных продуктов Матеев называет Avast. Земков из «Лаборатории Касперского» затрудняется прогнозировать, как увеличится доля бесплатных продуктов, однако предостерегает от их использования. «Лаборатория Касперского» недавно проводила опрос на предмет эффективности таких антивирусов и около 90% респондентов столкнулись с заражением своих компьютеров, на которых стояли бесплатные продукты, говорит Земков.

В 2015 г. выручка от продажи антивирусов в России сохранится на прежнем уровне, но возможен и небольшой рост, предполагает Яковлев из IDC. ESET надеется на 12%-ный рост продаж, сообщил Матеев. В долларовом выражении рынок упадет, считает Земков, однако в рублевом эквиваленте он ожидает таких же продаж, что и в 2014 г. Кризисные тенденции сохранятся, считает он, но на IT-бизнесе и сегменте информационной безопасности они скажутся меньше, чем на других отраслях экономики. Хотя государство будет сокращать бюджетные расходы в том числе и на IT, отрасль поддержат заказы крупного бизнеса и стратегические государственные IT-проекты, надеется Земков. По его мнению, поможет и курс правительства на импортозамещение - российские компании получат новые возможности сбыта внутри страны, а госзаказ простимулирует разработку собственных IT-решений.