«Дочка» Vimpelcom Ltd. продала Djezzy Алжиру за $2,6 млрд, прежде получив от оператора $1,8 млрд дивидендов

«Дочка» Vimpelcom Ltd. продала Djezzy Алжиру за $2,6 млрд, заранее получив от оператора $1,8 млрд дивидендов. Холдингу достанется $3,8 млрд, которые он направит на погашение долгов
Алжир стал крупнейшим акционером Djezzy, но операционный контроль остался у Vimpelcom/ Louafi/ Larbi Reuters

Структура сделки сложная, но если исключить все лишнее, то чистый прирост денежных средств у Vimpelcom будет значительно меньше чем $3,8 млрд, говорит аналитик ФК «Открытие» Александр Венгранович. Прирост составит около $800 млн, подсчитал аналитик Deutsche Bank Игорь Семенов.

Египетская «дочка» Vimpelcom Ltd., Global Telecom Holding (GTH, на 51,9% принадлежит Vimpelcom), продала алжирскому государственному инвестфонду Fonds National d'Investissement (FNI) 51% мобильного оператора Omnium Telecom Algeria (OTA, бренд Djezzy) за $2,6 млрд, говорится в сообщении Vimpelcom. Кроме того, GTH перед сделкой получила от OTA $1,8 млрд дивидендов (сумма до налогов), следует из презентации холдинга. А сама OTA кроме дивидендов заплатила еще штраф Банку Алжира в размере 99 млрд динаров (около $1,1 млрд).

OTA - лидер алжирского рынка мобильной связи. В декабре 2014 г. она обслуживала 50% местных абонентов, следует из презентации Vimpelcom Ltd. OTA досталась Vimpelcom вместе с другими активами GTH в 2011 г. - к тому времени алжирское правительство уже заявило о желании национализировать Djezzy.

По заключенному с FNI акционерному соглашению GTH сохранит операционное управление OTA, поэтому она и Vimpelcom смогут продолжать консолидировать результаты Djezzy в своей отчетности. Акционерное соглашение заключено сроком на семь лет, сообщал ранее «Ведомостям» гендиректор Vimpelcom Ltd. Джо Лундер. В течение этого срока акционеры не могут продавать свои доли, говорится в презентации. В соглашении стороны также зафиксировали рыночную цену, по которой Vimpelcom сможет продать оставшийся у него пакет в случае разногласий с алжирской стороной (компания получила пут-опцион). Это механизм защиты интересов оператора, объяснял Лундер. По соглашению OTA должна будет выплачивать в виде дивидендов не менее 42,5% консолидированной чистой прибыли, следует из презентации.

По итогам сделки отменены санкции на валютные операции и импорт оборудования, наложенные Банком Алжира на OTA в 2010 г. (компанию обвинили в нарушении валютного законодательства). Также власти снимут налоговые претензии к OTA за 2004-2009 гг., и компания сможет списать со своего баланса налоговую задолженность ($0,7 млрд). Взамен GTH отзывает из международного арбитража все иски к Алжиру.

Наконец, GTH заключила рамочное соглашение с миноритарием OTA - алжирским производителем продуктов питания Cevital. По условиям соглашения Cevital останется акционером OTA с долей 3,43% и отзовет судебные претензии по долгу оператора на $50 млн. Взамен ОТА выплачивает Cevital долг и дивиденды на общую сумму $105 млн.

Полученные от сделки средства GTH частично использовала на погашение внутригруппового долга перед Vimpelcom Ltd. в размере $3,8 млрд, говорится в презентации. Холдинг направит эти деньги на выплату долгов, в результате процентные выплаты группы сократятся примерно на $300 млн в год, говорится в презентации. Vimpelcom анализирует, какую часть долга будет выплачивать с помощью полученных средств, учитывая процентные ставки, влияние Forex, ликвидность и сроки погашения, говорит представитель холдинга Артем Минаев.

Общий долг компании после заключения сделки сократился на $3,3 млрд до $24,4 млрд, следует из презентации Vimpelcom Ltd. Соотношение чистый долг/EBITDA сократилось с 2,5 до 2,4. Год назад Vimpelcom объявил о пересмотре дивидендной политики: компания будет платить $0,035 на акцию (в 23 раза меньше, чем ранее) до тех пор, пока соотношение чистый долг/EBITDA не станет меньше 2.

У Vimpelcom сейчас появится много вариантов, что сделать с полученными деньгами: погасить долги итальянского или русского бизнеса или придержать их, говорит Венгранович. Учитывая нынешнюю конъюнктуру, для компании сейчас самым правильным будет погасить дорогие итальянские бонды. Потом их можно, по сути, рефинансировать, привлекая деньги под более низкие проценты, замечает Венгранович. Такого же мнения придерживается и сотрудник одного из инвестфондов: гасить кредиты особого смысла нет, а евробонды торгуются с дисконтом. Так что компания и заплатит меньше, и на обслуживании долга сэкономит, предполагает он.