Статья опубликована в № 3771 от 13.02.2015 под заголовком: Тема недели: Будут ли расти цены на связь?

Будут ли расти цены на связь?

Повышение тарифов – непопулярная мера, а операторы готовы к кризису лучше, чем в 2008–2009 гг.
Олег Сальманов, редактор отдела «Технологии и телекоммуникации»

С тех пор как почти год назад рубль начал падение, российским сотовым операторам все чаще задают вопрос: не собираются ли они повышать цены? В самом деле, у компаний связи довольно много валютных затрат - строительство и поддержание сетей (оборудование в отрасли главным образом импортное), расчеты с зарубежными роуминговыми партнерами. Однако операторы хорошо выучили урок прошлого кризиса 2008-2009 гг., когда они оказались совершенно не подготовлены к изменениям валютных курсов. Долговая нагрузка компаний с тех пор сократилась, сами долги по большей части конвертировались в рубли, отношения с вендорами стали долгосрочными, и многие из операторов активно хеджируют валютные риски, страхуя эти долгосрочные контракты от волатильности на валютном рынке.

Поэтому наименее защищенным от падения рубля оказался бизнес за границей, где российские компании связи вынуждены постоянно нести операционные затраты - оплачивать услуги тамошних операторов связи, и исключительно в валюте.

Неудивительно, что первым делом операторы принялись повышать цены на международные звонки и роуминг. Однако на этой неделе «Т2 РТК холдинг» (использует бренд Tele2) удивил рынок ростом цен на услуги, в операционных расходах на которые нет валютной составляющей, - внутрисетевой роуминг внутри России и междугородные разговоры. Причин повышения представители компании не называют, подчеркивая, что и после подорожания ее тарифы останутся более низкими, чем у конкурентов. Но возникает вопрос, не первая ли это ласточка повышения цен на основные услуги мобильной связи.

Сотовая связь в России последовательно дешевела по мере роста уровня проникновения. В кризисном 2009 году операторы взялись было повышать цены - сначала так же, как и сейчас, на международный роуминг, а затем - на местные звонки. Но кризис быстро сменился экономическим ростом - и цены вновь начали снижаться.

Нынешний экономический кризис, по ожиданиям участников рынка, будет глубже и длительнее предыдущего. Правда, и операторы готовы к нему несравненно лучше. Кроме того, повышение цен - непопулярная мера, способная отпугнуть абонентов. Так, в феврале 2009 г. «Вымпелком» первым заявил о повышении цен, а через год уступил «Мегафону» второе место по количеству абонентов в России.

Поэтому пока операторы воздерживаются от резких движений и ждут, у кого первого не выдержат нервы.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать