Технологии
Бесплатный
Ксения Болецкая
Статья опубликована в № 3829 от 13.05.2015 под заголовком: Учебники как госзадача

Создавать учебники должны специалисты по заданию государства, считают депутаты

Такой проект внесли в Госдуму Ирина Яровая и Вячеслав Никонов
Школьникам только мешает разнообразие учебников, считают депутаты
Антон Буценко / ТАСС

Председатель комитета Госдумы по безопасности Ирина Яровая и председатель комитета по образованию Вячеслав Никонов внесли в парламент законопроект по федеральному государственному образовательному стандарту и базовым учебникам (текст опубликован на сайте Госдумы). Они предлагают внести поправки в законы об образовании и о системе закупок для государственных и муниципальных нужд.

Сейчас в России нет единого обязательного документа, устанавливающего базовое содержание учебников, пишут авторы поправок. В федеральный перечень учебников, рекомендуемых для закупок школами, внесено более тысячи наименований, в результате школьники получают слишком вариативное образование. Это противоречит Конституции России, которая гарантирует общее образование всем гражданам, уверены Яровая и Никонов. Поэтому необходимо создание единых базовых учебников, точнее, общей линейки учебников для всех классов по четырем главным предметам – русский язык, литература, математика и история России. Все эти учебники должны быть включены в федеральный перечень и обучение по ним будет обязательно для всех школьников, следует из проекта.

Причем создание таких учебников не может быть доверено коммерческим компаниям, т. е. издательствам. Конкурс на создание базовых учебников должен быть проведен не среди издателей, как сейчас, а среди физических лиц – ученых и специалистов. На создание базовых учебников уйдет около двух лет, следует из проекта, большая часть этого времени (18 месяцев) – собственно на их написание. После создания учебников их авторы должны передать исключительные права на эти произведения государству в обмен на единовременную выплату. Это позволит оптимизировать расходы бюджета, указано в пояснительной записке к проекту, так как «государство будет финансировать обеспечение детей учебниками, а не осуществлять закупку коммерческого продукта». Очевидно, авторы имеют в виду закупку учебников как коммерческого продукта у частных издательств. Кто будет заниматься собственно изданием учебников, если права на них отойдут государству, в проекте или в пояснительной записке не указано. Яровая и Никонов вчера были недоступны для журналистов.

Каждая вторая книга

В 2013 г. школы и родители потратили на закупку учебников около 20 млрд руб. (данных за 2014 г. нет). Весь книжный рынок два года назад составил около 78 млрд руб. Почти каждая вторая отпечатанная книга в стране – это учебник, следует из отчета Роспечати.

Продажа учебников – большая часть бизнеса российских издателей (см. врез). Российские школы закупают учебники на специально выделяемые средства из бюджета в соответствии с федеральным перечнем, утверждаемым Минобрнауки. В начале прошлого года министерство существенно изменило этот перечень, впервые за долгие годы не расширив его, а, наоборот, сократив. Чиновники решили, что в списке должны остаться только качественные издания, а большой список учебников запутывает учителей и школьников. В результате число рекомендованных учебников уменьшилось сразу в 2,5 раза до 1369 наименований. Из-за этого сразу несколько издательств остались без единого учебника в перечне и фактически лишились бизнеса. А этой весной было сокращено число учебников по истории, доступных школьникам. Экспертизу Российского исторического общества, проводимую по требованию Минобрнауки, из восьми линеек учебников по истории России прошли только три – от издательств «Просвещение», «Дрофа» и «Русское слово».

Подход к государственной политике в области образования, предложенный в проекте, весьма спорен, говорит представитель Минобрнауки. По его словам, многообразие учебников никак не препятствует единству и непрерывности образования, использование разных источников информации только улучшает знания по предмету. Министерством с привлечением учителей, ученых и родителей созданы примерные образовательные программы по каждому предмету, напомнил он.

Олег Новиков, гендиректор группы «Эксмо» (владеет, в частности, издательством «Дрофа»), назвал проект Яровой и Никонова «странным»: «Требования по единому учебнику фактически возвращают наше образование в прошлый век. Развитые страны стремятся к вариативному образованию, к переходу на электронные формы обучения». По его словам, входящие в федеральный перечень учебники пусть несколько и отличаются друг от друга, но полностью соответствуют единым госстандартам. Если у издателей фактически отберут возможность владеть правами на учебники, развивать и совершенствовать этот продукт, то заниматься этим бизнесом будет довольно бессмысленно, рассуждает Новиков: «Пусть тогда государство создает унитарное предприятие, которое печатает и распространяет учебники».

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать