Мобильный бизнес уже давно не растет двузначными темпами

Чтобы выжить, операторы используют общую инфраструктуру
Там, где мало абонентов, операторам нет смысла дублировать сети друг друга – они легко обойдутся одним комплектом оборудования/ Д. АБРАМОВ/ Ведомости

Протяженность ВОЛС МТС в России – около 150 000 км, рассказывает представитель оператора Дмитрий Солодовников. По его словам, МТС арендует лишь незначительную часть волокна. У «Мегафона» – 166 000 км собственных ВОЛС, примерно 40 000 км из них используются совместно. При этом в зависимости от задач компания дополнительно арендует каналы у других участников рынка, в том числе не только волоконно-оптические, но и спутниковые, рассказывает ее представитель Алия Бекетова. У «Вымпелкома», по словам его представителя Анны Айбашевой, на конец I квартала 2015 г. было более 44 000 км собственных ВОЛС. Соотношение собственных и арендованных компания не раскрывает. При этом, говорит Айбашева, совместное строительство часто выгоднее, чем аренда.

Золотой век сотового бизнеса подходит к концу – выручка операторов растет все медленнее, а объем данных, передаваемых по сетям, наоборот, увеличивается с астрономической скоростью. Еще в 2013 г. компания Ovum обратила внимание на это несоответствие, подсчитав, что средний доход на одного пользователя (ARPU) операторов во всем мире с 2012 по 2019 г. сократится на 16%, а трафик за счет развития LTE-сетей прибавит 110%. В некоторых регионах, таких как Северная Америка, операторы увеличили свои доходы от тех абонентов, которые пользуются LTE, согласно прошлогоднему исследованию американской компании ABI Research. Тем не менее глобальной тенденции ухудшения ARPU технология LTE переломить не смогла.

Операторы должны найти новые способы, чтобы обслуживать клиентов с большей выгодой, указывают аналитики ABI Research. Признают это и руководители самих операторов.

Одним из таких способов может стать совместное использование инфраструктуры. Европейские операторы обратили на него внимание еще в начале 2000-х гг.

Так, в 2002 г. состоялась первая крупная сделка по совместному использованию операторской инфраструктуры: T-Mobile (принадлежала тогда Deutsche Telekom) и O2 (British Telecom), получив одобрение Евросоюза, договорились о возможности совместного использования своих базовых станций в обеих странах, что, впрочем, не исключало для них строительства собственных сетей. Известно, что O2 тогда заплатила T-Mobile 137 млн фунтов, не считая роуминговых платежей, но ожидала при этом 30%-ной экономии капзатрат. Вслед за ними аналогичные проекты делали также шведские, итальянские, британские операторы.

Транспортные связи

Российские операторы начали делиться и обмениваться инфраструктурой с транспортных сетей, по которым идет передача большого объема данных. В крупных городах такие сети часто дублировали друг друга, а вот в регионах пересечение составляет лишь примерно 15–20%, подсчитывает гендиректор исследовательской компании Telecom Daily Денис Кусков. Именно поэтому операторы стали обмениваться транспортными участками.

Башни для всех

Операторы уже несколько лет в той или иной форме обсуждают возможность создания общей инфраструктурной компании. Два года назад, в 2013 г., компания «Русские башни» вела переговоры о выкупе 5000–6000 инфраструктурных объектов у «Вымпелкома»: башен, мачт, столбов, на которых устанавливается оборудование для передачи сигнала. Аналогичные переговоры с «Русскими башнями» вели «Мегафон» и Tele2. Операторы, продавая инфраструктуру одной компании, продолжали бы использовать ее как арендаторы. Но в итоге этот проект так и не был реализован. Аналогичную идею обсуждала с операторами компания «Союз-телефонстрой» – крупнейший подрядчик «Ростелекома». Эти переговоры также ничем не закончились.

Одним из самых крупных проектов в этой области стало соглашение МТС и «Вымпелкома» в 2011 г. о совместном строительстве и эксплуатации оптоволоконных сетей. За первый год они построили 2851 км волоконно-оптических линий связи (ВОЛС), а сейчас эта сеть длиной уже больше 10 000 км. Сотрудничество распространялось на строительство не только ВОЛС, но и других элементов сети: в 2011 г. компании совместно разместили оборудование на 433 вышках, расширив покрытие сетей 3G в удаленных регионах. Вице-президент «Вымпелкома» Дмитрий Лапицкий при запуске проекта рассказывал, что экономия от подобных проектов доходит до 50% расходов на строительство. В 2012 г. аналогичное соглашение МТС подписала и с «Ростелекомом»: речь шла об обмене элементами фиксированных и мобильных сетей.

Один передатчик на двоих

Совместное использование базовых станций и антенн стало возможным совсем недавно. В декабре прошлого года правительство утвердило документ, разрешающий регистрацию радиоэлектронного оборудования на двух и более операторов связи. Минкомсвязи также внесло в правительство поправки в правила регистрации передатчиков. Теперь Роскомнадзор может принимать в эксплуатацию базовые станции, на которых работает сразу несколько операторов.

Тогда же, в декабре прошлого года, МТС и «Вымпелком» начали проект по совместному строительству и использованию сетей LTE в 36 регионах России. Представители операторов называли его уникальным. По договору МТС должна обеспечить в 2014–2016 гг. строительство совместно эксплуатируемых сетей LTE в 19 регионах, а «Вымпелком» – в 17 регионах России. Соглашение рассчитано на семь лет, в течение которых операторы будут предоставлять друг другу базовые станции, площадки, их инфраструктуру и ресурсы транспортной сети в регионах.

По подсчетам МТС, экономия капзатрат по проекту составит примерно 25%. Более 30% операторы сэкономят на операционных затратах на обслуживание радиоподсистемы и транспорта, более 50% – на дополнительных арендных платежах и обслуживании.

Общие частоты

Законодатели хотят пойти еще дальше и дать операторам возможность делиться не только оборудованием, но и частотным ресурсом.

В ноябре 2013 г. законопроект о совместном использовании частот в Госдуму внес Руслан Гаттаров, на тот момент бывший сенатором. В июне 2014 г. закон был принят в первом чтении, но потом его принятие застопорилось. В апреле этого года соавтор Гаттарова по законопроекту – сенатор Людмила Бокова заявила, что его авторы подготовили текст ко второму чтению и готовятся представить его в Государственную думу.

Доходная аренда

Совместное предприятие Tele2 и «Ростелекома» – «Т2 РТК холдинг» использует каналы «Ростелекома» для развития своей сети. Это сказывается на доходах госоператора. Аренда каналов принесла «Ростелекому» в 2014 г. 11,76 млрд руб. (рост за год на 6%). При этом за IV квартал прошлого года данный показатель вырос на 24% год к году. Компания говорит, что этот рост связан с арендой каналов «Т2 РТК холдингом».

Из текста законопроекта, по словам Боковой, исчезла возможность предоставления частот в субпользование не операторам.

В принятии поправок заинтересованы, например, МТС и «Вымпелком», говорит Солодовников. Законодательные новации позволят компаниям приступить к совместному использованию объединенного частотного ресурса.

У этих двух операторов «большой тройки» меньше частот, чем у их конкурента «Мегафона», который в 2013 г. приобрел оператора «Скартел», владеющего солидным ресурсом 4G-частот по всей стране.

Все больше общего

Российские сотовые операторы изначально строили сети очень обособленно друг от друга, рассказывает Кусков. При этом многие участки их сетей дублировали друг друга, так как конкуренция существовала не столько на маркетинговом уровне (у кого лучше тариф), сколько на техническом (у кого лучше связь). Но постепенно ситуация стала кардинально меняться: теперь соревнование происходит именно в области тарифов, считает Кусков. Все операторы достигли одного и того же технологического уровня, а с началом кризиса у них появилась необходимость экономить на стройке. Кусков полагает, что эта тенденция будет развиваться и дальше, все больше сетей будет строиться совместно. С ним соглашается гендиректор «ТМТ консалтинга» Константин Анкилов. По его мнению, никто не будет отказываться от выгоды в условиях нарастающего кризиса.