«Русские башни» готовы вложить десятки миллиардов рублей в покупку вышек сотовой связи

Но продавать их пока не готовы сотовые операторы
Е. Разумный/ Ведомости

Инфраструктурный оператор «Русские башни» до конца 2015 г. готов приобрести антенно-мачтовые сооружения (вышки) у одного из российских сотовых операторов. Об этом «Ведомостям» рассказал председатель совета директоров компании Питер Оуэн Эдмундс. Вопрос об этом обсуждается со всеми крупнейшими участниками рынка, но готовых сделок пока нет, отмечает он. По оценке «Русских башен», сейчас у трех крупнейших российских сотовых операторов – МТС, «Вымпелкома» и «Мегафона» – в общей сложности около 45 000 башен сотовой связи. Речь, конечно, не идет о покупке всех этих сооружений: потенциально интересными «Русским башням» могут быть 15 000–20 000 вышек, отмечает Оуэн Эдмундс.

Инвестиции в приобретение вышек только у одного из четырех федеральных операторов президент «Русских башен» Александр Чуб оценивает в 25–50 млрд руб. Этот диапазон зависит от масштабов покупки, текущей макроэкономической ситуации и других факторов, отмечает он. По его словам, покупку вышек «Русские башни» планируют вести частично за счет средств акционеров, частично – на заемные деньги.

Башни подрастают

Около 1400 антенно-мачтовых сооружений есть сейчас у «Русских башен», рассказывает Чуб. По его прогнозу, в результате органического роста количество башен к концу 2015 г. должно превысить 1600.

Компания «Русские башни» учреждена в 2009 г. UFG Private Equity, ЕБРР и группой частных инвесторов: она заказывает подрядчикам строительство антенно-мачтовых сооружений и потом сдает их в аренду операторам. Топ-менеджеры компании давно говорят о намерении приобретать вышки у различных операторов. За время своего существования компания привлекла около $200 млн инвестиций, отмечает Оуэн Эдмундс. Финансовые показатели «Русских башен» он не раскрывает. Однако выручка компании в 2014 г. выросла год к году на 40%, а в 2015 г. он ожидает рост на 50%, отмечает Чуб. Новые башни требуются операторам по мере развития сетей LTE: этот стандарт предполагает более плотное размещение базовых станций, чем 2G и 3G, утверждает он.

Выгоды сотовых операторов, продающих свои башни, а затем арендующих их у инфраструктурного оператора, налицо, уверен управляющий партнер UFG Private Equity Артур Акопьян. Помимо средств, необходимых для развития, оператор, как показывает мировой опыт, получает пакет акций инфраструктурной компании, рассказывает он. При этом экономия на эксплуатации вышек в 15-летней перспективе (таков срок амортизации этих сооружений) составляет 30–50%, утверждает он.

Примеры таких сделок есть, напоминает Акопьян. Так, в начале 2015 г. итальянская «дочка» Vimpelcom Ltd. Wind договорилась о продаже испанской Abertis Telecom Terrestre 90% акций компании Galata, владеющей 7377 ее сотовыми вышками, за 693 млн евро. Впрочем, операторы пока не выражают энтузиазма в отношении предложения «Русских башен». Переговоры о продаже «Русским башням» и другим инфраструктурным компаниям ведутся, но не активно, знает менеджер, близкий к «Вымпелкому». По его словам, в этом есть смысл, поскольку рыночная оценка инфраструктурных компаний обычно выше – около 11 EBITDA по сравнению с 5–6 EBITDA у компаний связи. Но пока оператор не видит в этом бизнес-кейса, знает он. Если российские операторы начнут продавать башни инфраструктурным компаниям, то «Вымпелком» будет из них первым, считает он. МТС и «Русские башни» обсуждали возможное сотрудничество, но схема с продажей башен не очень интересна в текущей ситуации, говорит представитель МТС Дмитрий Солодовников. Оператор уже построил практически все нужные ему антенно-мачтовые сооружения, большая их часть уже окупилась, а единоразовая выгода от их продаж не покрывает давление на операционные расходы в дальнейшем, отмечает он. «Мегафон» не ведет переговоров с «Русскими башнями» – при этом он рассматривает различные возможности оптимизации затрат в части инфраструктуры, отмечает представитель оператора Алия Бекетова. «Т2 РТК холдинг» анализирует разные возможности развития башенной инфраструктуры, говорит его представитель Константин Прокшин.

Представитель «Вымпелкома» отказался от комментариев.