Смартфоны под брендами операторов продаются все хуже

Они стали терять долю рынка после повышения цен
Российские операторы начали продавать телефоны под собственными брендами в 2005 г./ М. Стулов/ Ведомости

Совокупная доля смартфонов под марками МТС, «Билайн» и «Мегафон» в штуках сократилась, по данным «Связного», с 6% в январе – мае 2014 г. до 3,7% в этот же период 2015 г., а в деньгах – с 1,5 до 1%. Во II квартале 2015 г. доля аппаратов под брендом МТС в общих продажах смартфонов составила около 2,5%, «Мегафона» – около 2%, «Билайна» – около 0,3%, оценивает человек, близкой к одной из операторских сетей салонов связи.

В 2015 г. на рынке смартфонов стало меньше устройств под операторскими брендами, говорится в материалах МТС, владеющей одной из крупнейших в России сетей салонов связи. В первые пять месяцев 2015 г. продажи операторских смартфонов сократились год к году примерно на 20% (в штуках), уточнила представитель «Связного» Мария Заикина. Человек, близкий к розничной сети одного из операторов, считает, что продажи таких устройств снизились за год на 10%.

Российские операторы начали продавать телефоны под собственными брендами в 2005 г. Первыми за это взялись МТС и «Вымпелком», но широкого распространения эта практика тогда не получила. В кризис 2008–2009 гг. операторы вернулись к старой идее: все компании «большой тройки» начали продавать бюджетные телефоны под своими брендами.

В 2014 г. операторские смартфоны были представлены в первую очередь в сегменте до 3000 руб., где они конкурировали с бюджетными локальными брендами (В-брендами), не слишком известными на российском рынке, говорит Заикина. Сейчас в связи с увеличением цен операторские смартфоны переместились в более высокие ценовые категории, где их конкурентами становятся уже и А-бренды, – вот продажи и падают, объясняет она.

О возросшей конкуренции говорит и человек, близкий к одной из операторских розничных сетей: если три года назад бюджетные смартфоны были представлены исключительно линейкой операторских устройств, то сегодня широкий ассортимент предлагают и B-бренды. Операторы сосредоточены на продаже трех-четырех брендированных устройств для массового рынка (недорогие LTE-смартфоны, фаблеты и т. п.), а B-бренды дополняют их, добавляет он.

В целом доля операторских смартфонов снижается, но, если оценивать их продажи в штуках, спрос высокий, говорит представитель «Мегафона» Алия Бекетова. Операторы могут сдерживать цены на брендированные устройства, дотируя их, работая напрямую с производителями и делая более грамотной закупочную политику, продолжает она. Но дотации – вариант рискованный, и «Мегафон» использует их очень ограниченно.

Снижение доли операторских устройств в продажах еще не говорит о стагнации рынка, согласна представитель «Вымпелкома». Нынешнее снижение доли операторских смартфонов в первую очередь связано с колебаниями курса валют – все стали осторожнее в заказах, говорит она.