Мобильная выручка «Мегафона» выросла после двух кварталов снижения

Оператор также ускорил рост выручки от передачи данных
Отчетность «Мегафона» понравилась аналитикам и инвесторам/ Е. Разумный/ Ведомости

«Мегафон» вчера первым из операторов «большой тройки» отчитался за II квартал. У компании выросла мобильная выручка в России – на 0,6% год к году до 65,8 млрд руб., увеличились маржа по OIBDA – на 0,9 п. п. до 45,6% и свободный денежный поток – на 35% до 19,3 млрд.

Основной причиной роста мобильной выручки стало ускорение роста доходов от передачи данных, замечает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Они росли быстрее, чем в предыдущие два квартала: 20,8% против 15,4 и 10,1% в IV квартале 2014 г. и I квартале 2015 г. Аналитики ожидали, что рост будет выше, чем в I квартале, когда из-за дополнительных доходов от Олимпиады в I квартале 2014 г. рост оказался невысоким, замечает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович, но прогнозы были не такими смелыми.

Общая выручка оператора при этом сократилась год к году на 0,7%. Тем не менее аналитики дружно назвали его результаты хорошими. GDR «Мегафона» на Лондонской бирже выросли вчера в цене на 3,67% до 12,7%.

Дело в том, что перед этим два квартала подряд мобильная выручка «Мегафона» в России падала (на 0,4 и 1,7% соответственно), теперь же компания переломила этот тренд.

Либин объясняет рост data-выручки также увеличением числа абонентов, пользующихся услугами передачи данных. За три месяца их количество выросло более чем на 1 млн, а вся абонентская база – на 2 млн sim-карт. Оба аналитика связывают это с началом продаж контрактов «Мегафона» в сети «Связного».

Впрочем, такой рост доходов от передачи данных может отчасти объясняться переносом в него части выручки от продаж оборудования (если оно продается вместе с контрактом), считает топ-менеджер конкурента «Мегафона». В отчетности «Мегафона» говорится, что во II квартале выручка от продажи оборудования год к году сократилась на 19,6%, или почти на 1 млрд руб. С этого квартала компания перестала публиковать в отчетности себестоимость проданного оборудования.

Снижение доходов от продаж оборудования у «Мегафона» происходит в основном за счет снижения среднего чека, говорит советник гендиректора «Мегафона» Михаил Дубин, 36% продаж смартфонов пришлось на сегмент с ценой от 2000 до 3500 руб. – это очень большое снижение цены. При этом маржа от продажи оборудования у оператора положительная, уверяет его представитель Татьяна Зверева.

Рост выручки от передачи данных Дубин связал с ростом потребления LTE: доля устройств, передающих данные в базе «Мегафона», по его словам, составляет почти 50%, при этом доля устройств LTE – 23%.

Сильнее, чем ожидали аналитики и даже чем прогнозировала сама компания, выросла у «Мегафона» маржа по OIBDA, замечает аналитик «Уралсиб кэпитал» Константин Белов. Возможно, сказался тот факт, что «Мегафон» не последовал примеру МТС и не стал продавать оборудование по себестоимости, предполагает Венгранович.

Все аналитики отметили, что, несмотря на хорошие показатели рентабельности, компания не стала повышать свой прогноз на год (около 40%). Компания объясняет это нестабильностью макроэкономической ситуации и предупреждает, что ей вряд ли удастся удержать маржу на таком уровне.

Либин считает такую консервативность странной – рентабельность по OIBDA за шесть месяцев составила 44,4% и, чтобы она снизилась до 40%, нужно, чтобы во втором полугодии она была около 36%. Возможно, гендиректор «Мегафона» Иван Таврин оставляет себе поле для маневра, ведь в IV квартале, когда маржа и так невысока, на московский рынок может выйти Tele2 и операторам придется пойти на дополнительные маркетинговые затраты, чтобы защитить свою долю рынка, предполагает Венгранович.