Статья опубликована в № 3885 от 31.07.2015 под заголовком: «Мегафон» сменил минус на плюс

Мобильная выручка «Мегафона» выросла после двух кварталов снижения

Оператор также ускорил рост выручки от передачи данных

«Мегафон» вчера первым из операторов «большой тройки» отчитался за II квартал. У компании выросла мобильная выручка в России – на 0,6% год к году до 65,8 млрд руб., увеличились маржа по OIBDA – на 0,9 п. п. до 45,6% и свободный денежный поток – на 35% до 19,3 млрд.

Общая выручка оператора при этом сократилась год к году на 0,7%. Тем не менее аналитики дружно назвали его результаты хорошими. GDR «Мегафона» на Лондонской бирже выросли вчера в цене на 3,67% до 12,7%.

Дело в том, что перед этим два квартала подряд мобильная выручка «Мегафона» в России падала (на 0,4 и 1,7% соответственно), теперь же компания переломила этот тренд.

Основной причиной роста мобильной выручки стало ускорение роста доходов от передачи данных, замечает аналитик Райффайзенбанка Сергей Либин. Они росли быстрее, чем в предыдущие два квартала: 20,8% против 15,4 и 10,1% в IV квартале 2014 г. и I квартале 2015 г. Аналитики ожидали, что рост будет выше, чем в I квартале, когда из-за дополнительных доходов от Олимпиады в I квартале 2014 г. рост оказался невысоким, замечает аналитик «Открытие капитала» Александр Венгранович, но прогнозы были не такими смелыми.

Либин объясняет рост data-выручки также увеличением числа абонентов, пользующихся услугами передачи данных. За три месяца их количество выросло более чем на 1 млн, а вся абонентская база – на 2 млн sim-карт. Оба аналитика связывают это с началом продаж контрактов «Мегафона» в сети «Связного».

Впрочем, такой рост доходов от передачи данных может отчасти объясняться переносом в него части выручки от продаж оборудования (если оно продается вместе с контрактом), считает топ-менеджер конкурента «Мегафона». В отчетности «Мегафона» говорится, что во II квартале выручка от продажи оборудования год к году сократилась на 19,6%, или почти на 1 млрд руб. С этого квартала компания перестала публиковать в отчетности себестоимость проданного оборудования.

Снижение доходов от продаж оборудования у «Мегафона» происходит в основном за счет снижения среднего чека, говорит советник гендиректора «Мегафона» Михаил Дубин, 36% продаж смартфонов пришлось на сегмент с ценой от 2000 до 3500 руб. – это очень большое снижение цены. При этом маржа от продажи оборудования у оператора положительная, уверяет его представитель Татьяна Зверева.

Рост выручки от передачи данных Дубин связал с ростом потребления LTE: доля устройств, передающих данные в базе «Мегафона», по его словам, составляет почти 50%, при этом доля устройств LTE – 23%.

Сильнее, чем ожидали аналитики и даже чем прогнозировала сама компания, выросла у «Мегафона» маржа по OIBDA, замечает аналитик «Уралсиб кэпитал» Константин Белов. Возможно, сказался тот факт, что «Мегафон» не последовал примеру МТС и не стал продавать оборудование по себестоимости, предполагает Венгранович.

Все аналитики отметили, что, несмотря на хорошие показатели рентабельности, компания не стала повышать свой прогноз на год (около 40%). Компания объясняет это нестабильностью макроэкономической ситуации и предупреждает, что ей вряд ли удастся удержать маржу на таком уровне.

Либин считает такую консервативность странной – рентабельность по OIBDA за шесть месяцев составила 44,4% и, чтобы она снизилась до 40%, нужно, чтобы во втором полугодии она была около 36%. Возможно, гендиректор «Мегафона» Иван Таврин оставляет себе поле для маневра, ведь в IV квартале, когда маржа и так невысока, на московский рынок может выйти Tele2 и операторам придется пойти на дополнительные маркетинговые затраты, чтобы защитить свою долю рынка, предполагает Венгранович.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать