Технологии
Бесплатный
Екатерина Брызгалова|Анастасия Голицына
Статья опубликована в № 3885 от 31.07.2015 под заголовком: Инвесторы недооценили «Яндекс»

Инвесторам не понравились финансовые показатели «Яндекса»

Несмотря на то что они оказались выше ожиданий аналитиков

Выручка «Яндекса» во II квартале 2015 г. составила 13,9 млрд руб., что на 14% выше, чем в тот же период 2014 г., сообщила вчера компания.

Выручка оказалась немного выше прогноза аналитиков, опрошенных «Интерфаксом»: они ожидали ее на уровне 13,5 млрд руб. Сам «Яндекс» в прошлом квартале тоже не испытывал оптимизма и прогнозировал рост выручки во II квартале на 9–12%.

Правда, по сравнению с прошлым годом темпы роста выручки «Яндекса» снизились более чем вдвое: во II квартале 2014 г. этот показатель увеличился на 32%.

«В непростых экономических условиях консолидированная выручка «Яндекса» выросла на 14% – это говорит о том, что контекстная реклама продолжает быть эффективным маркетинговым инструментом для компаний любого масштаба», – цитируются в сообщении «Яндекса» слова его основателя Аркадия Воложа. Количество рекламодателей «Яндекса» выросло во II квартале на 9% по сравнению с I кварталом этого года и на 17% по сравнению со II кварталом 2014 г.

Волож также пообещал, что в III квартале «Яндекс» запустит новую аукционную модель продажи рекламы, которая повысит эффективность рекламных объявлений и будет способствовать росту рынка интернет-рекламы (см. врез).

Продаст по-новому

«Яндекс» вводит новые правила продажи контекстной рекламы в результатах поиска: компания запускает новую модель аукциона и новые правила ранжирования объявлений. «Яндекс» надеется, что это поможет им привлекать больше трафика по более низкой цене за один клик, а сам поисковик в результате получит рост числа платных кликов. Новая система заработает в конце августа.

Однако чистая прибыль «Яндекса» падает второй квартал подряд: в I квартале она снизилась на 21%, а во II квартале – на 85% (до 0,4 млрд руб.) по сравнению с тем же периодом 2014 г.

Падение чистой прибыли связано прежде всего с изменением курса валют, объясняет представитель «Яндекса» Ася Мелкумова. «Яндекс» получает выручку в рублях, а по правилам GAAP изменения в рублевой стоимости активов и обязательств, номинированных в других валютах, отражаются в отчете о прибылях и убытках, рассказывает она.

Правда, скорректированная чистая прибыль компании, не учитывающая эти правила, в апреле – июне 2015 г. тоже упала – на 16%. По словам Мелкумовой, это произошло из-за роста расходов компании. В частности, «Яндексу» пришлось увеличить зарплаты программистам, кроме того, выросла стоимость аренды московского офиса (она номинирована в долларах).

Почти всю выручку «Яндекс» зарабатывает на рекламе, а большую часть – на контекстной рекламе. Из-за кризиса рекламный рынок падает: по данным Ассоциации коммуникационных агентств России, в I квартале 2015 г. он снизился на 17% до 63,5 млрд руб. (результаты II квартала еще не опубликованы). В этот период росли только продажи контекстной рекламы.

На рынке контекстной рекламы показатели «Яндекса» скорее всего примерно соответствуют общерыночным, разве что у Google рост выручки мог быть немного выше, говорит управляющий директор Dentsu Aegis Russia Максим Осипов. При этом в сегменте медийной рекламы динамика бюджетов «Яндекса» намного выше, чем динамика сегмента в целом. «Яндекс» развивает автоматические закупки рекламы (RTB) и активно наращивает продажи на собственных площадках, объясняет он.

Отчетность оказалась лучше наших ожиданий, в том числе по EBITDA и по выручке, но, несмотря на это, факторов, негативно влияющих на финансовые показатели «Яндекса», достаточно, говорит аналитик «Уралсиб кэпитал» Константин Белов: это и девальвация рубля, и наличие валютных расходов. С другой стороны, компания чувствует улучшение ситуации на рекламном рынке и это позитивный фактор: во время кризиса рекламный рынок падает сильнее, чем экономика в целом, продолжает Белов. А доходы «Яндекса» пока сильно зависят от рекламы в отличие от Mail.ru Group, у которой существенная доля выручки приходится на платные сервисы. Еще один негативный фактор – то, что доля поиска «Яндекса» на мобильных устройствах ниже, чем у Google: в будущем усиление конкуренции со стороны американского поисковика может оказать негативное влияние на доходы «Яндекса», заключает он.

Инвесторы негативно отреагировали на отчетность «Яндекса»: по данным на 21.00 мск, акции компании подешевели на 4,8% до $14,67 за бумагу. Аналитики UBS сочли такую реакцию неоправданной – им понравились комментарии топ-менеджеров «Яндекса» о стабилизации ситуации на рекламном рынке.

Читать ещё
Preloader more