Выручка «Вымпелкома» от контентных услуг выросла впервые за два года

До этого она падала из-за борьбы с мошенническими подписками
Рост контентных доходов помог «Вымпелкому» перейти от сокращения сервисной мобильной выручки к росту/ П. Константинова/ Ведомости

Во II квартале 2015 г. доходы «Вымпелкома» от продаж мобильного контента (Ring Back Tone, мобильное ТВ, геолокационные сервисы и др.) год к году выросли более чем на 410 млн руб., или на 11,2% – с 3,68 млрд до 4,09 млрд руб., следует из отчета AC&M-Consulting. Последний раз выручка оператора от контентных услуг росла два года назад, во II квартале 2013 г.

При этом весь российский рынок мобильного контента в апреле – июне 2015 г. год к году уменьшился почти на 8% до 10,67 млрд руб., поскольку доходы других операторов от мобильного контента, напротив, продолжали падать: у МТС они снизились во II квартале год к году на 22,1%, у «Мегафона» – на 13,3%.

Партнер AC&M-Consulting Оксана Панкратова объясняет сокращение рынка поправками в закон «О связи», действующими с мая 2014 г. По ним в ответ на запрос контента оператор должен прислать абоненту sms со стоимостью и описанием услуг. Подтвердить свое согласие абонент должен ответным сообщением. То есть абонент должен отправить не одно, а два sms. Это отпугнуло часть потребителей, объясняет аналитик.

Еще два года назад «Вымпелком» первым в России объявил войну с токсичными сервисами и недобросовестными контент-провайдерами, напоминает представитель оператора Татьяна Донская. За это время бизнес полностью оздоровился: компания исключила несанкционированные подключения со стороны недобросовестных контент-провайдеров, система подписок стала понятной, заказ и списание оплаты за них – совершенно прозрачными, а подключение – осознанным, уверяет она. Честным и открытым подходом к VAS-услугам «Вымпелком» вернул доверие своих клиентов, навсегда закрыв эту страницу в своей истории, объясняет она возобновившийся рост доходов от контента. По ее словам, рост начался еще во второй половине 2014 г.

Рост контентных доходов помог «Вымпелкому» перейти от сокращения сервисной мобильной выручки к росту. В I квартале 2015 г. она сократилась год к году на 0,45%, а во II квартале выросла, правда, всего на 43 млн руб. (на 0,08%) – до 54,9 млрд руб. Исходя из этих цифр контентные услуги во II квартале составили 7,45% его сервисной выручки. Год назад эта доля была 6,71%, а во II квартале 2013 г., до начала борьбы с «токсичными доходами», – 9,05%.

Возможно, тот факт, что доходы «Вымпелкома» от контента растут, а у его конкурентов продолжают падать, можно объяснить тем, что у «Вымпелкома» выше качество менеджмента в сегменте мобильного контента, предполагает Панкратова. По ее словам, «Вымпелком» первым из компаний сотовой «большой тройки» более пяти лет назад передал значительную часть контентного бизнеса свой «дочке» – агрегатору «Темафон». За это время удалось создать и отладить схему дистрибуции, которая позволила преодолеть негативные последствия ужесточения правил продажи контента, считает она. Другие операторы начали передавать бизнес дистрибуции контента отдельным структурам гораздо позже, утверждает Панкратова.

То, что доходы «Вымпелкома» от контента не упали вместе с остальным рынком, Панкратова связывает и с приходом в компанию Михаила Слободина, ставшего гендиректором оператора в 2013 г. Одна из важных составляющих его управленческой стратегии – повышение лояльности абонентов, отмечает она. Возможно, придерживаясь этой стратегии, «Вымпелком» смог создать более комфортные условия для пользователей мобильного контента, чем другие операторы, не исключает она.

Рост доходов от контента может быть связан с тем, что «Вымпелком» на несколько месяцев раньше, чем другие операторы, привел схему оказания контентных услуг в соответствие с поправками в законодательство: по сути, новые правила для его абонентов начали действовать не с мая 2014 г., а с января, считает гендиректор группы i-Free Василий Кунцевич. Так что пик падения выручки от контент-услуг у него пришелся на первое полугодие 2014 г., а у других операторов, соответственно, на более поздние сроки, передал он «Ведомостям».

Представитель МТС Дмитрий Солодовников согласен с цифрами AC&M-Consulting. В результате эффективных мер по борьбе с мошенничеством и спамом проблема списания средств со счетов абонентов за некорректно оказанные услуги постепенно сходит на нет, уверяет Солодовников. МТС борется с мошенниками и техническими средствами, и повышая штрафы для недобросовестных контент-провайдеров, говорит он. В 2014 г. по сравнению с 2013 г. количество жалоб, связанных с контент-услугами, снизилось в 6 раз, утверждает он.

Представитель «Мегафона» Татьяна Зверева соглашается, что доходы от контент-услуг оператора незначительно снизились. Но снижение компенсируется общим ростом выручки от допуслуг: во II квартале 2015 г. она увеличилась год к году на 17,9%, тогда как в целом по рынку рост составил 14,2%, утверждает она. «Мегафон» повысил требования к партнерам по качеству предоставляемых контентных услуг и ужесточил требования к правилам работы сервисов, добавляет Зверева.