Швейцарский издатель Edipresse ушел с российского рынка

Он продал местный бизнес из-за закона об ограничении прав иностранцев в российских СМИ
Гендиректор «Эдипресс-конлига» Максим Зимин/ Екатерина Чеснокова/ РИА Новости

Швейцарская Edipresse продала 100% своей российской «дочки» – компании «Эдипресс-конлига» ее гендиректору Максиму Зимину, говорится в сообщении, опубликованном на сайте «Эдипресс-конлига». Зимин это подтвердил. Сумму сделки стороны не раскрыли. Сумма сделки учитывает долги российского издательского дома перед швейцарским, это «сотни миллионов рублей», уточнил Зимин. Edipresse инвестировала в свой российский бизнес в рублях, а не в валюте и это упрощает ситуацию с выплатой долгов, добавил он. Источник, знакомый с деталями сделки, говорит, что «Эдипресс-конлига» была оценена более чем в 250 млн руб. (с учетом долга).

Часть суммы Зимин, по собственным словам, заплатил сразу из собственных средств, остальное, в том числе долг, будет выплачено позднее – в течение 3–6 лет. До этого времени Edipresse продолжит владеть частью товарных знаков российского издательского дома. Никаких лицензий на СМИ или других форм контроля над российскими изданиями у Edipresse нет.

Edipresse начала работать в России в 2003 г. Тогда компания приобрела издательский дом «Кон-лига пресс», который впоследствии был переименован в «Эдипресс-конлига». Издательство выпускает 50 журналов с общим тиражом более 30 млн экземпляров. Это журналы «Любимая дача», «Ландшафтный дизайн», «Мама и малыш», «Лена-рукоделие», «Ателье» и др. В 2014 г. выручка ИД снизилась на 5% до 906,3 млн руб., убыток компании составил 58,9 млн руб. против прибыли в 14,6 млн руб. в 2013 г. (данные «СПАРК-Интерфакса»).

Edipresse решила уйти с российского рынка из-за новых поправок к закону «О СМИ», которые запрещают иностранным компаниям и гражданам владеть более чем 20% в отечественных СМИ, говорит Зимин: «Нас устраивало партнерство с Edipresse». Также швейцарская компания была озабочена нестабильной экономической ситуацией в стране и ростом международной напряженности, признает он. Представитель Edipresse не ответил на вопрос «Ведомостей».

Закон, ограничивающий право иностранных компаний владеть российскими СМИ, был принят в сентябре прошлого года. Издатели должны привести свою юридическую структуру в соответствие с законом к 1 февраля 2016 г. Edipresse рассматривала возможность продажи 80% своего российского бизнеса, но от такого варианта отказался сам Зимин. Его не устраивала необходимость постоянного согласования со швейцарской компанией юридических и финансовых деталей бизнеса. «В результате мне удалось убедить их продать компанию целиком», – рассказывает Зимин.

Владельцы СМИ постепенно меняют структуру собственников, чтобы соответствовать требованиям закона. Самая крупная компания, которой придется менять структуру, – холдинг CTC Media. В июле компания получила предложение от ЮТВ, подконтрольного Алишеру Усманову и Ивану Таврину, о покупке 75% российского бизнеса этой компании. Также Леонард Блаватник принципиально договорился с MTG о покупке части бизнеса ее дочерней компании Viasat. А Discovery договорился о партнерстве с «Национальной медиа группой».