WhatsApp оказался самым популярным мессенджером среди абонентов Yota

Однако его абоненты в Москве и Петербурге предпочитают Viber
Самый популярный мессенджер среди абонентов Yota – WhatsApp, но в Москве и Петербурге предпочитают Viber/ Е. Разумный/ Ведомости

Самым популярным мессенджером у абонентов «Скартела» (бренд Yota, компания принадлежит «Мегафону» и является виртуальным оператором на его сети) является WhatsApp – его используют 43% абонентов, говорится в отчете оператора. За ним следуют Viber (32%) и Skype (15%). В обеих столицах популярнее оказался Viber – в Москве его доля составила 36%, в Санкт-Петербурге – 44%.

Мессенджерами пользуется более 80% пользователей голосовых услуг «Скартела», говорит его представитель Лина Удовенко. Больше половины (51%) трафика мессенджеров приходится на WhatsApp. Вторым по «тяжести» идет Skype – 19%, на Viber приходится 16% трафика.

Оператор рассчитывал популярность приложений по всей своей абонентской базе – на конец III квартала 2015 г. у «Скартела» было 1,5 млн абонентов, говорит Удовенко. Доля рассчитывалась исходя из количества абонентов, использующих мессенджер как основной, – если пользователь использовал несколько таких программ, в расчет бралась та, которой абонент пользовался чаще всего, объясняет она.

Быстрый рост проникновения смартфонов в абонентской базе приводит к тому, что традиционные sms и mms теряют популярность в пользу мессенджеров, свидетельствуют данные аналитиков. Потери российских мобильных операторов от OTT-сервисов в 2014 г., по подсчетам аналитиков J’son & Partners Consulting (JPС), составили 15–20 млрд руб., или около 2% их доходов. А всего в мире, по данным Juniper Research, операторы связи из-за OTT-сервисов недополучили $14 млрд выручки.

Летом гендиректор «Мегафона» Иван Таврин призвал отрегулировать рынок мессенджеров, посетовав, что мобильные мессенджеры, такие как WhatsApp, Viber или Skype, работают в серой зоне, вне принятого в телекомотрасли регулирования, – их могут использовать террористы и организаторы спам-рассылок. Он посчитал несправедливым то, что sms-сервисы операторов и интернет-мессенджеры находятся в разных условиях. Например, операторы инвестировали в IT-решения для борьбы со спамом и он «весь ушел в Viber, WhatsApp и всевозможные мессенджеры».

Антимонопольная служба в прошлом году предлагала наделить операторов правом давать разный приоритет разным видам трафика, а также дифференцировать тарифы, однако после обсуждения с отраслью отказалась от этой идеи. Правда, «Вымпелком» уже делает это – с 26 октября все его абоненты, подписанные на пакетные тарифные планы «Всё», могут бесплатно пользоваться мессенджером WhatsApp до 15 января 2016 г., говорит представитель оператора Анна Айбашева.

Данные «Скартела» соответствуют исследованиям службы TNS по России. В сентябре 2015 г. в российских городах с населением от 700 000 человек самым популярным мессенджером был WhatsApp – им воспользовались 7,9 млн уникальных пользователей, или 30,9% от их общего числа, рассказала представитель «TNS Россия» Инга Кныш. Следующие по популярности – Viber (7,5 млн уникальных пользователей и 29%) и Skype (4 млн и 5,6%).

Среди абонентов МТС самыми популярными мессенджерами остаются WhatsApp и Viber, сообщил представитель оператора Дмитрий Солодовников. Он добавляет, что в общем объеме мобильного трафика группы доля социальных сетей и мессенджеров составляет 23%, на просмотр интернет-страниц и поиск приходится только 17%. WhatsApp – самый популярный мессенджер в России, поэтому именно с ним «Вымпелком» проводит акцию по обнулению стоимости трафика, говорит Айбашева. Самый популярный мессенджер – WhatsApp, соглашается представитель «Мегафона», но его отрыв от других мессенджеров незначителен.